Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Библия и экология. Что об отношении человека к природе и животным написано Библии







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно на сайте RapidShare.com в форматах
pdf, rtf , fb2, epub, txt .




Облако тегов: Библия и экология. Что об отношении человека к природе и животным написано Библии. Толкование Священного Писания. Комментарий





     

Библия и экология. Что об отношении человека к природе и животным написано Библии

Прогресс идёт по планете огромными шагами. У меня мама, ныне живая и здравствующая, еще училась в школе, пользуясь вместо ручки заостренной палочкой, макая её в растолченный уголь вместо чернил, и читала при лучинке. А сегодня повсюду электричество, роботы, компьютеры, гаджеты и моментальная связь с любой точкой мира через интернет.

И люди зачастую думают, раз человек стал такой умный, то и правила жизни на земле должны измениться. Значит, человек может сам устанавливать и менять законы по отношению к флоре (растительному миру) и фауне (животному миру), а также к недрам земли. Но так ли это?

Причем, что особенно важно, не только неверующие люди, но даже некоторые ВЕРУЮЩИЕ, считают, что человек это владыка на земле, властелин, и вправе поступать так, как пожелает.

Давайте посмотрим, чему учит Библия относительно экологии, в частности отношению к флоре, фауне и недрам нашей планеты.

Человек не властелин, а управляющий. Хозяин же Бог. Так об экологии учит Библия

В самом начале Библии мы читаем слова, адресованные Богом человечеству:

Быт.1:28 «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»

Кажется, что человек владыка всего, что на земле.

Но странно, что нигде дальше Священное Писание не называет человека «царем природы» или «властителем земли».

Наоборот, в Библии мы читаем:

«Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1/1Кор.10:26) Так чья земля и что наполняет её?

Лев.25:23 Землю не должно продавать навсегда, ибо МОЯ (Господня) ЗЕМЛЯ: вы пришельцы и ПОСЕЛЕНЦЫ у Меня.

Пс.49:10,11 МОИ (Бог говорит о Себе) ВСЕ ЗВЕРИ В ЛЕСУ, И СКОТ на тысяче гор, 11 ЗНАЮ ВСЕХ птиц на горах, и животные на полях предо Мною.

Получается, что Быт 1:28 «обладайте ею, и владычествуйте» противоречит только что прочитанным текстам? Нет. Просто на слова «ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ» надо смотреть не с потребительской и эгоистичной точки зрения, а учитывая другие слова Бога.

В частности, чуть дальше в Быт.2:15 ещё до грехопадения мы читаем о задачах человека по отношению к земле и Райском саде:

Быт.2:15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его (перевод с оригинала: обрабатывать, служить) и хранить (перевод с оригинала: охранять, сохранять) его.

Где тут властелин и бездумный потребитель? Тут слуга и сторож.

А в книге Исаии мы читаем, что Бог сотворил Землю «для жительства» на ней людей:

Ис.45:18 Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для ЖИТЕЛЬСТВА.

Бог хозяин, как мы читали выше. А «жительство» – это арендатор. Аренда не означает безраздельную собственность.

Поэтому человека уместней всего назвать не владыкой, а управляющим Земли. То есть Бог Творец — хозяин. Он дал Землю человеку во временное пользование, и при этом, люди несут ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за планету перед настоящим хозяином Земли — Богом.

Итак, подведем краткий итог того, что мы прочитали выше из Библии: Бог истинный хозяин земли, природы и животного мира на ней (Пс.23:1, Пс.49:10,11, Лев.25:23). Но Бог дал человеку землю в пользование (Быт.1:28). При этом человек должен заботиться о земле и охранять её (Быт.2:15).

ЖИВОТНЫЕ ИДЕАЛЬНЫ и ТОЖЕ ЦЕННЫ ДЛЯ БОГА

При этом важно понимать, что человек это часть сотворенного мира. С точки зрения материалистов – человек это вершина эволюции и венец природы. Раз венец, то значит царь. А раз царь, то значит безраздельный хозяин.

Бог же в Библии показывает, что не смотря на то, что человек и правда ближе остальных творений к Богу, так как создан по Его образу и подобию (Быт.1:26). Однако, и остальные творения тоже ДОРОГИ Господу.

Посмотрите, каждое существо, начиная от самой маленькой букашки до огромного слона, гениально устроены. Это великолепнейший организм, продуманное ИДЕАЛЬНОЕ инженерное творение, причем встроенное в общую ВЗАИМОСВЯЗАННУЮ экосистему Земли. Также и все растения ИДЕАЛЬНО устроены.

«А теперь попробуйте угадать, какому существу присущи нижеперечисленные механизмы и функции? Встроенные часы, поляризационный датчик, инструмент определения истинной вертикали, навигатор, устройство для вычисления азимута, индикатор направления и скорости ветра, сверхчувствительные приборы обоняния, барометр для определения прогноза погоды, средства связи, химическая минилаборатория… И все это в летающем аппарате размером от нескольких миллиметров до 4 см, обладающем также вместительным топливным баком, багажным отделением для транспортировки груза, системой самоочищения и самоохлаждения. Несложно догадаться, что это пчела» (цитата из моей книги «Творение или эволюция») Также пчелы обладают инструментом коммуникации. С помощью движений, так называемого танца пчел, эти насекомые передают друг другу массу информации, в том числе о точном местоположении источника питания, с количеством на нём нектара, а также об опасности. За расшифровку языка пчел энтомолог Карл фон Фриш получил Нобеалевскую премию.

Священное Писание говорит, что Бога мы можем увидить через созерцание Его творений:

Рим.1:20 Вечная сила Его и Божество, от создания мира через РАССМАТРИВАНИЕ творений видимы

Иов.12:7-9 И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не усмотрит, что рука Господа СОТВОРИЛА сие?»

Мудрый Соломон в своих притчах часто приводил в пример людям животных и растительность:

«И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил он и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (3Цар.4:33).

Посмотрите, после потопа Бог заключает Завет не только с человечеством в лице Ноя, но и со всем животным миром:

Быт.9:9,10 вот, Я поставляю завет Мой с вами и … и со всякою душею живою, … С ПТИЦАМИ И СО СКОТАМИ, и со ВСЕМИ зверями земными.

В Ниневии Бог жалеет не только людей, но и скот:

Иона 4.11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и МНОЖЕСТВО СКОТА?

Любовь Гоcпода ко всем живым существам видна во многих текстах Библии:

Пс.35.7 … судьбы Твои — бездна великая! Человеков и СКОТОВ хранишь Ты, Господи!

Лук.12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них НЕ ЗАБЫТА у Бога.

Причем, напомню, для Бога дороги не только фауна — живые существа, но и флора, то есть растительный мир.

Пс.103:16 НАСЫЩАЮТСЯ ДРЕВА Господа, кедры Ливанские, которые Он НАСАДИЛ; 17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту, 18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам.

Втор.20:19 Если долгое время будешь держать в осаде город, …то не порти дерев его, … не опустошай окрестностей; ибо дерево на поле НЕ ЧЕЛОВЕК, чтобы могло уйти от тебя в укрепление.

Крайности или бережливость? Что Библия учит об экологии, отношении к животным

Конечно, человек должен рачительно относится к животному миру и природе, но не до крайностей. Закон Божий допускает природопользование, вспомним «обладайте» из Быт.1:28.

Здесь важно не уйти в крайности. Есть светские всемирные философские движения биоцентризма, экоцентризма, где любая биологическая жизнь и дикая природа ставятся НАД интересами и потребностями человека. А есть религиозные люди, которые практически “обожествляют” природу и фауну. Существуют верования, где запрещено убивать даже кусающих тебя насекомых, тем более животных для еды. В некоторых течениях буддизма и индуизма считается, что даже умышленное убийство комара, может испортить карму. Кстати, есть мнение, что буддистские монахи бреются наголо, чтобы не заводились вши и, их потом не пришлось убивать.

Между тем в Библии не найти заповеди о том, что нельзя убивать паразитов насекомых. Также в Библии нет заповеди о вегетарианстве, и нет запрета убивать животных для пищи. Наоборот, Библия разрешает употребление мяса определенных животных для еды, что отражено в частности в книге Левит в 11 главе.

Но при этом, человек должен быть АККУРАТЕН И БЕРЕЖЛИВ как к животным, так и к земле, на которой живет. Посмотрите, как учит Бог в Библии человека РАЧИТЕЛЬНОСТИ:

Прит.12:10 Праведный ПЕЧЕТСЯ и о ЖИЗНИ СКОТА СВОЕГО, сердце же нечестивых жестоко.

Втор.22:6-7 Если попадется тебе …птичье гнездо, …и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои.

Тут, конечно, идёт речь о человеке, нуждающемся в еде. Оставлять яйца без матери бессмысленно, птенцы погибнут. А оставив мать, можно ждать, что она дальше будет приносить яйца и произведет на свет ещё много себе подобных птичек.

Вспомните заповедь о субботе. Субботний покой служит восстановлению сил не только человека, но и животных:

Исх.23:12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы ОТДОХНУЛ вол твой и осел твой.

Бог учит людей заботиться о животных и в другой заповеди:

Исх.23:4-5 Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего, упавшим под ношею своею, то не оставляй его: РАЗВЬЮЧЬ вместе с ним

Посмотрите, какое наставление в Своем законе Бог дает о земле и животных:

Исх.23:10-11 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмый оставляй её в ПОКОЕ, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались ЗВЕРИ ПОЛЕВЫЕ

Кстати, многие современные ученые согласны, что ежегодные сборы урожая снижают плодородие почвы, а чрезмерное внесение удобрений загрязняет землю, а через неё и водоемы. Поэтому Бог и дал заповедь об отдыхе земли. Сегодня наукой доказана необходимость отдыха земли. Этот отдых аграрии называют паром. К сожалению, уже не поддерживается 7-летний цикл, но отдых земле мудрые аграрии дают. Наука до конца не понимает, какие процессы происходят в почве, но то, что плодородность земли от отдыха увеличивается, это признанный факт. Ученые отмечают совокупность химических и биологических процессов, протекающих под паром, то есть ЧУДОМ сама земля себя восстанавливает и улучшается её плодородие. Пар бывает разным, когда полностью земля поддерживается без растительности, так и зеленым, занятым паром, когда земля засевается однолетними растениями, которые потом перепахиваются и становятся удобрением, или засевается травой для скота.

Кстати, Вавилонский плен имел и экологическое значение. Израильтяне перед пленением перестали соблюдать заповеди Божьи, и в частности, не давали земле отдыхать в субботние года. Поэтому все семьдесят лет их плена в Вавилоне происходило восстановление земли.

2 Пар.36:21 Во все дни запустения она субботствовала (покоилась) до исполнения семидесяти лет.

То есть, по сути, Бог говорит в Своем Слове: «Пользуйся с мудростью, рачительностью и не разоряй!»

Духовность поможет сохранению экологии, если жить согласно Библии

Давайте теперь немного поговорим о том, как улучшить отношение людей к природе и животным.

Я думаю, мало, кто сомневается, что тот человек, который мучает животных, пользуясь тем, что они в его власти, — тот явно садист. Склонность причинять боль живым существам содержит в себе нечто сатанинское. Жестокое обращение с животными почти всегда говорит о БЕЗДУХОВНОСТИ человека. Многие садисты и маньяки начинали с того, что издевались над животными, а потом переходили на людей.

Так и к природе варварски и расточительно в основном относятся люди с НИЗКОЙ МОРАЛЬЮ, или ослепленные жаждой денег, что тоже говорит об их ДУХОВНОЙ деградации. Загрязнение окружающей среды проистекает из духовного загрязнения внутреннего мира человека. Тот, кто не заботится о чистоте своей души, вряд ли будет печься о чистоте природы!

То есть, экологическое воспитание и любовь к животному миру, неотделимы от воспитания духовного и нравственного. Ведь даже юный натуралист, когда вырастет, может стать браконьером, если он не получил должного нравственного, духовного воспитания.

Поэтому, исправить ситуацию может увеличение количества духовных людей. А в этом может помочь вера и религия.

Чем БЛИЖЕ к Богу становится человек, тем разительнее перемены в его жизни.

То есть, духовная «экологическая программа» состоит в СБЛИЖЕНИИ человека с Богом и исправлении его характера. Одним из результатов такого исправления и будет бережное отношение к животным и природе.

Иисус Христос учил:

Мф.22:37-40 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть ПЕРВАЯ И НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ; вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки

Иисус не случайно ставит любовь к Богу на первое место. Искренне полюбив Господа, невозможно не любить Его творения, будь то животные или растительный мир. Если бы все люди по-настоящему любили Бога, отношение к экологии было бы иным.

Согласно многочисленным пророчествам Нового Завета, Иисус Христос придет Второй раз во славе, чтобы воскресить Свой народ, а также обновить Землю, полностью очистив планету от последствий греха. Вот о какой картине на новой земле мы читаем в Библии:

Ис.11:6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

Посмотрите, как идиллия. Но это не значит, что мы должны теперь опустив руки ожидать Второго Пришествия, загрязняя землю. Мол, Господь всё в свое время восстановит. Это самообман, оправдывающий бездуховность. Бог не только милостив, но и справедлив. Послушайте, о чем предупреждает Господь:

Откр.11:18 пришел гнев Твой и время судить мертвых … и погубить губивших землю

Поэтому уже сегодня и сейчас мы должны прилагать усилия для заботы о животном и растительном мире на нашей Земле.

Земля – это наш дом, единственное пристанище человека. Необходимо беречь то, что Господь нам вверил, относиться к природе и животному миру бережно.

Научно-технический прогресс в целом, и каждый человек в частности, должны не разорять, а беречь и рационально использовать Землю и всё, что на ней обитает.

Какие есть практические советы по сохранению экологии, не только основанные на Библии

Главное, не нужно думать, что я сам, один ничего не исправлю. Нужно жить по принципу «думай глобально, а действуй локально»

Перечислим практические советы.

По мнению многих аналитиков, рост потребления ведет к истощению природных ресурсов. А недра земли не бесконечны! Например, у некоторых людей целые комнаты отведены под одежду, которой они практически не пользуются… Большинство людей не знают, что швейная промышленность входит в пятерку источников загрязнения. Ведь для производства одежды используется много воды и химикатов. В частности, из-за воды, требующейся для выращивания хлопка, сильно обмелело Аральское море. Фабрики, производящие одежду, загрязняют города и страны, где размещены, а также водоемы, около которых расположены.

Ограничение бездумного пользования относится и к другим вещам, предметам и продуктам… Ведь любое производство - это потребление энергии, топлива, исходных материалов из природы, использование химикатов и не всегда качественная утилизация отходов.

Нам, христианам должна быть свойственна разумная бережливость. Давайте посмотрим на пример Христа. Насытив хлебами тысячи людей, Иисус сказал ученикам:

Ин.6:12 Соберите оставшиеся куски, чтобы НИЧЕГО НЕ ПРОПАЛО

Поэтому, обладающий мудростью и воздержанием христианин, не станет покупать лишнее или выбрасывать недоеденное.

Давайте посмотрим, что о непритязательности говорил апостол Павел:

1Тим.6:6-9 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. 7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. 8 Имея пропитание и одежду, БУДЕМ ДОВОЛЬНЫ ТЕМ. 9 А желающие ОБОГАЩАТЬСЯ впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

Посмотрите, что говорил мудрый Екклесиаст, то есть Соломон:

Еккл.10:17 Благо тебе, земля, когда …князья твои едят во-время, для ПОДКРЕПЛЕНИЯ, а не для ПРЕСЫЩЕНИЯ.

Если верующий любит Творца, он будет стараться, не впадать в накопительство, но беречь и рачительно использовать всё, чем он располагает: как время, так деньги и силы, как пищу, так воду и электроэнергию.

В итоговом докладе Межконфессиональной конференции, посвященной 2000-летию христианства написано:

«Миру грозит глобальная экологическая катастрофа, причиной которой является НЕВОСПОЛНИМОЕ ИСЧЕРПАНИЕ природных ресурсов, повреждение экологического баланса. Человечество стоит перед реальностью гибельных последствий своей хозяйственной деятельности. Только САМООГРАНИЧЕНИЕ, предельная ЭКОНОМИЯ ресурсов и отношение к окружающему миру не как к чуждой среде, но как к дару благости Божией, могут удержать человечество от соскальзывания в техногенное САМОУБИЙСТВО».

Давайте также вспомним о жестокости к животным ради пустого развлечения. Например, коррида, петушиные и собачьи бои, спортивная охота и рыбалка. Здесь люди убивают не ради пищи, а ради развлечения.

Важна тема переработки мусора. Все мы слышали и видели тонны мусора, которые загрязняют экологию, атмосферу, подземные реки, и как следствие опасны для воды, которую мы пьем, то есть для нашего здоровья. В Тихом океане есть мусорное пятно размером около 1% от площади всего Тихого океана, это территория целой страны, такой например, как Индия.

Знаковыми здесь является 2 основных вопроса:

  1. уменьшения потребления (чем меньше потребляем, тем меньше мусора)
  2. раздельный сбор мусора. Ведь бумагу и пластик и жестяные банки можно сдавать в мусор отдельно для переработки и дальнейшего повторного использования. Во многих городах, есть такие пункты приема, смотри свой город по ссылке .

Хорошая возможность сберечь природу – это минимизировать использование пластика.

Например, существуют многоразовые металлические трубочки вместо пластиковых, есть эко-пакеты из бумаги и ткани вместо пластиковых пакетов. Для фруктов есть специальные многоразовые сеточки фруктовки. Всё это можно купить на «Али», «Озоне», «Валберис», и даже бывают в продаже в «Ленте» у дома.

Не многие знают, что в мире в год используется более триллиона полиэтиленовых пакетов. А для разложения полиэтилена требуются сотни лет. Пакеты массово попадают в окружающую среду, загрязняя природу, леса, реки, озёра, моря и океаны. Это приводит к тому, что разные виды рыб, дельфины, тюлени, киты, черепахи и птицы, принимая полиэтилен за еду, съедают его и и-за неспособности его переварить, погибают.

Даже повторное использование одного полиэтиленового пакета, сможет малым образом сохранить окружающую среду и жизнь животного. А отказ от них и переход на альтернативные тканевые сумки, эко-сумки, фруктовки и бумажные пакеты, тем более снизит потребление, и соответственно выбрасывание пластика.

Здесь вспоминается история-притча про мальчика, который после шторма собирал на морском берегу морских звезд и кидал их обратно в море. Ему сказали, мол, не глупи, ведь ты всех не спасешь. А он ответил: «Всех не спасу, но эту звезду я точно спас», и кинул очередную звезду в море. Так и мы можем спасти одну рыбу или тюленя, если не выбросим один пакет.

Церковь тоже должна способствовать сохранению природы, проповедуя словом и делом поклонение Творцу и бережное отношение к Его творениям.

Около здания молитвенных домов можно делать скворечники.

Создавать в общинах бесплатные «секонд-хэнды», что тоже помогает дольше использовать вещи, то есть через повторное потребление сократить потребление.

Детские воскресные и субботние школы должны включать экологический компонент. Важно показать, что человек отвечает за Землю перед Создателем, и любовь к Творцу, должна проявиться в любви ко всем Его творениям.

Желательно создание христианских экологических движений.

Ну и конечно, мы должны помнить о заповеди Христа: «Идите, научите все народы» (Матф.28:19). То есть мы должны нести весть Евангелия как дома, так среди своих родных, знакомых и коллег. Мы должны познакомить человека с Богом. И когда смыслом жизни человека станет сближение с Творцом, его решения будут этичны во всех жизненных ситуациях.

Пс.1:2,3 Если «в законе Господа воля его», то «во всем, что он ни делает, успеет»

И конечно, борясь со злом, следует помнить: чтобы победить зло вокруг себя, необходимо избавиться от него самому.

 

 

Валерий Татаркин




 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
Церковь столп и утвержение истины? >> Иные языки. Молитва на языках >>
      Теги: Библия и экология. Что об отношении к природе и животным написано Библии. Комменатрий, ТОЛКОВАНИЕ