Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: Иные языки. Глоссолалия. Нужна ли молитва на языках?





     

Иные языки (Глоссолалия). Нужна ли молитва на языках?

  • ВОПРОС ОТ ДЕНИСА
    Хочу узнать у Вас о даре иных языков, у нас в церкви его все время практикуют. Как относится к молитвам на иных языках?

Давайте вместе поразмышляем о молитвах на иных языках (речь о непонятном «небесном» языке - Глоссолалия) и посмотрим как данное учение описывается в Библии. Внимание, я не говорю о даре иностранных языков, который получили первые христиане, включая апостолов, после сошествия на них Духа Святого в день Пятидесятницы. Речь идет именно о молитвах иными языками, «ангельскими», которые сегодня зачастую называют Глоссолалия.

Итак, давайте разберемся в этом вопросе, чтобы увидеть разницу между этими двумя явлениями. Начнем мы с того, что вспомним предсказание Иисуса перед тем, как Ему взойти на небо к Отцу:

Мар.16.15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. … 17 Уверовавших же будут сопровождать сии ЗНАМЕНИЯ: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Здесь мы видим перечисление знамений, которые будут дарованы христианам от Господа и среди них говорение новыми языками. А для чего нужны эти знамения? Иисус об этом говорит в самом начале Своего пророчества: Идите по всему миру и проповедуйте! Итак, из этого наставления Иисуса Христа хорошо видно, что верующим обещаны ЗНАМЕНИЯ для ПРОПОВЕДИ ПО ВСЕМУ МИРУ.

Исполнение этого пророчества мы видим далее в книге Деяний и посланиях апостолов. Представьте, какой маленькой в начале была христианская церковь. После воскрешения Иисуса она состояла максимум из нескольких десятков человек. Но после проявления обещанных даров и активной проповеди Евангелия христианская церковь начала стремительный рост. В книге Деяния апостолов и посланиях хорошо видно, как чудеса исцеления и изгнания бесов, обещанные Иисусом в Мар. 16:17,18, укрепляли верующих и способствовали росту церкви.

А в Деян.28:3-6 описана история, когда Павла укусила сильно ядовитая змея, но это, как и предсказывал Иисус (Мар. 16:18), ему, ни капли не повредило, что вызвало немалое удивление у свидетелей. Естественно это послужило тому, что к Павлу стали более внимательны и даже дружелюбны жители того острова, на котором он оказался. И вероятно Павел, покуда там находился, продуктивно проповедовал об Иисусе.

То есть мы видим в Новом Завете исполнение пророчества Иисуса относительно исцелений, изгнаний злых духов и невосприимчивости к яду змей. Также мы видим там и исполнение обещания Христа относительно говорения новыми языками.

Во второй главе книги Деяния апостолов описано, что Святой Дух сошел на апостолов, что заметим, также было предсказано Иисусом (см. Евангелие от Иоанна 14, 16 главы). Даром от Духа Святого было чудо говорения иными - иностранными языками. Там сразу указано, на что был направлен этот дар:

Деян. 2:4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. … 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый СОБСТВЕННОЕ НАРЕЧИЕ, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта … слышим их НАШИМИ языками ГОВОРЯЩИХ О ВЕЛИКИХ ДЕЛАХ БОЖИИХ.

Как видите, Библия сразу показывает, зачем был дан дар говорить на иных языках – для проповеди “О ВЕЛИКИХ ДЕЛАХ БОЖИИХ”. Из теста понятно, что все изумлялись этому чуду, то есть данный дар христиан был большим ЗНАМЕНИЕМ, помогающим людям уверовать в Иисуса из Назарета, как в Мессию (Христа) и Господа Спасителя.

Сегодня же есть христианские конфессии, которые считают, что дар говорения иными (непонятными, якобы небесными) языками является своего рода доказательством того, что Святой Дух присутствует в жизни верующих и являет в них свои плоды, один из которых – и есть дар говорения языками.

Однако, если руководствоваться только текстом Священного Писания, с учетом контекста, то есть понимая историческую и религиозную обстановку того времени, то мы увидим у дара говорения языками ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. ЗНАМЕНИЕ, то есть чудо, которое подтвержает близость к Богу учеников и последователей Иисуса из Назарета, а значит доказывает Миссианство и Божественность Иисуса;
  2. ПРОПОВЕДЬ Евангелия, то есть несение вести о Христе тем, кто не говорит на иврите и арамейском (тех языках, на которых говорили Иисус и апостолы).

Если же придавать дару говорения языками другие важные цели, например, особый язык для контакта с Богом или факт доказательства единоверцам своей избранности и особой близости с Господом, то они не будут вписываться в Библейскую историю. Ведь мы видим, что с Богом в Библии разговаривают люди на любых языках, и мы не находим в Священном Писании, что даром говорения "ангельскими" языками обладали герои веры, близкие с Богом. Далее мы подробнее порассуждаем на эту тему.

Итак, напомним, что дар языков был дан первым христианам для ЗНАМЕНИЯ и ЕВАНГЕЛИЯ. Чтобы больше укрепиться в этом, давайте рассмотрим Первое послание апостола Павла к Коринфянам, главу 14, где он затрагивает тему иных языков.

1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. .. 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. … 4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. … 5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

Здесь мы сразу видим, что Павел говорит о двух дарах Духа Святого: даре пророчества и даре иных языков. И при этом, дар пророчества он ставит выше дара иных языков! Почему он это делает? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужно найти место послания, откуда Павел начал развивать данную мысль. Напомним, что ранее Библия не делилась на стихи и главы, это сделали гораздо позднее искуственно, и поэтому деление по главам не всегда верно разделяет разные смысловые отрывки. В начале 12 главы мы видим, что апостол говорит о духовных дарах для церкви и даже перечисляет их:

1 Кор. 12:1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о ДАРАХ ДУХОВНЫХ. … 4 Дары различны, но Дух один и тот же; … 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Все же сие производит один и тот же Дух

Посмотрите внимательно на эти дары Духа: видно, что они направлены на помощь церкви в несении Евангелия, включая ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ, доказывающие близость последователей Иисуса к Богу, а также на практическую пользу христианам.

А дальше Павел продолжает говорить на тему даров Духа. В 13 главе он превозносит любовь, а в 14 главе разбирает дары говорение языками с их толкованием и пророчество. И как мы заметили, пророчеству он отдает несомненный приоритет. Почему?

Дело в том, что дар иностранных языков нужен был в самом начале проповеди Евангелия, чтобы иудеи, коими были первые христиане, могли нести Евангелие по всему миру всем народам на их родных языках. Во время написания Первого послания к Коринфянам уже в большинстве крупных городов Римской империи были основаны христианские церкви, значит во всех этих городах уже были христиане из местных жителей, которые моги нести весть о Христе на собственном языке. То есть дар пророчества (здесь речь идет о даре проповедника) на данном этапе жизни христианской церкви стал более важен.

1 Кор.14:2 Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

Этим текстом часто пользуются в свою защиту сторонники говорения небесными иными языками. Однако, если внимательно прочитать данную фразу Павла, то понятно, что из его слов можно сделать иной вывод: тут речь об иностранном языке. Он говорит о верующих, которые получили дар иностранных языков, но не используют его для проповеди тем людям, которые этот язык понимают, получается, они общаются только с Богом, так как только Он их понимает. В этом тексте не указано, что Богу угодно такое говорение, а только констатируется факт, что молитва и проповедь на незнакомом другим языке понятна только Богу, но не рядом находящимся людям.

О том же говорится и чуть далее:

1 Кор. 14:28 Если же не будет истолкователя, то МОЛЧИ в церкви, а говори себе и Богу.

Из этого текста видно, что Павел ЗАПРЕЩАЕТ говорить на непонятных языках без переводчика. Он говорит однозначно: МОЛЧИ!

Из 14 главы понятно, что раз нужно истолкование, то речь идет о даре языков других народов, от Духа Святого, необходимом для НАЗИДАНИЯ церкви. Об этом несколько раз в 14 главе акцентировал внимание Павел (см. стихи 3, 4, 5, 12, 17, 26). Павел здесь прямо критикует тех, кто использует этот дар не по назначению!

Из книги Деяний видно, что дар иностранных языков после излития на иудеев в Пятидестяницу (Деян. 2 глава), позднее был дан и обращенным язычникам (см. Деян. 10.44, Деян. 19:6). Видимо в последствие, некоторые люди начали гордиться полученным от Святого Духа даром языков, и использовать его не по назначению. За это они и получили выговор от Павла. Он им однозначно заявил, что уж если хотите говорить на дарованном Вам Богом ином языке - жителей других стран, то говорите дома, или наедине с Богом, а не при всех в церкви. Если бы христиане исполняли Волю Божью, то Павел бы их не критиковал. Но в 14 главе очевидно обличение, значит, имело место нечто противное Богу, а именно использование дара языков не по назначению: если нет объясняющего, то МОЛЧИ или общайся сам - один на один с Богом, раз нет в собрании переводчика!

Давайте посмотрим на критику Павла:

1 Кор. 14:6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда НЕ изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

Далее апостол с 7 по 9 стихи сравнивает говорение на непонятном языке с музыкальными инструментами, производящими не музыку, а какофонию звуков. Павел говорит, что такое издание звуков бесполезно, то есть идет “на ветер” (стих 9). То есть здесь, апостол Павел конкретно указывает, что говорение языками при непонимающих этот язык людях – это не общение с ними, а “слова … на ветер”. Это поймет любой человек, оказавшийся в компании инорстранцев, бойко говорящих на своем наречии.

Двинемся по тексту 14 главы послания к Коринфянам дальше:

1 Кор. 14:11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12 … ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться ими к НАЗИДАНИЮ церкви. 13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

Здесь речь о том, что человек, получивший на Пятидесятницу или позднее дар языков (напомним, он давался Господом для ПРОПОВЕДИ Евангелия по миру), который говорит в собрании на незнакомом местным верующим языке, для них как ЧУЖЕСТРАНЕЦ (обратите внимание на слолово ЧУЖЕСТРАНЕЦ, оно как раз поясняяет, что речь идет не об "ангельских" небесных, а о человеческих инстранных языках). Говорящий на языках должен правильно перевести слушающим свои слова, чтобы церковь получила НАЗИДАНИЕ (о чем мы рассуждали выше) от его проповеди или молитвы, или найти переводчика.

1 Кор. 14:14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

Для простых верующих, как и проповедующих, гораздо полезнее молиться на родном языке, так как в этом случае он более полноценно молится своим умом, чем, если человек использует для проповеди или молитвы неродной, малоизвестный или непривычный ему язык.

1 Кор. 14:16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте ПРОСТОЛЮДИНА как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

Павел в этом тексте показал, кто страдает в первую очередь – это простолюдины, то есть простые не ученые люди, не знающие разных языков. Ранее, впрочем, как и сейчас, образованные граждане были более знакомы с иностранными языками, чем простые рабочие и крестьяне. То есть, данная фраза опять показывает нам, что Павел говорит не о “небесных”, а об иностранных языках.

Далее идет интересный текст:

1 Кор. 14:18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Здесь Павел констатирует свою грамотность. Действительно, мы знаем, что Павел был очень образован, и возможно затем он еще получил от Духа Святого знания языков тех стран, куда ходил, неся Евангелие, во время своих миссионерских путешествий. Как мы видим, Павел, не смотря на то, что более всех владел многими инстранными языками, призывал верующих молиться и проповедовать именно на родных для проповедующих и слушающих языках.

Затем Павел переходит к пророчеству Исаии (Ис. 28:11,12). Апостол вспоминает слова пророка, которые тот произнес под воздействием Святого Духа:

1 Кор. 14:21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

Господь через Исаию предрекал, что иудеи ожесточат сердца и во время пленения в Ассирии и Вавилоне, куда отправит их Бог за их преступления, забудут свой родной язык… И Бог будет вынужден призывать их на их новых “родных” языках, но и тогда они не послушают. Так и произошло. Лишь малая часть иудеев вышла из Вавилонского плена в свою родную землю обетованную, и стала строить храм в Иерусалиме, а большая часть осталась в Вавилоне, не желая покидать обжитое место, постепенно ассимилировавшись с теми народами. Хотя Господь их призывал всех через Своих вестников на всех известных им языках.

Здесь мы видим, что разные языки и ранее Бог использовал для несения вести о Себе. Тоже произошло в первые годы несения Евангельской вести о Христе.

Посмотрите, что потом сказал Павел:

1 Кор. 14:22 Итак ЯЗЫКИ СУТЬ ЗНАМЕНИЕ не для верующих, а ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ; ПРОРОЧЕСТВО же не для неверующих, а ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ.

Апостол указал на то, что дар языков был нужен, чтобы обратить НЕВЕРУЮЩИХ. Это было обещанное Иисусом ЗНАМЕНИЕ. Теперь же, когда в церковное собрание приходят уже верующие люди, то им больше нужна проповедь (ПРОРОЧЕСТВО), чем реализация и демонстрирование дара языков.

1 Кор. 14:23 Если … станут говорить незнакомыми языками, и войдут … незнающие (в оригинале простолюдины, то есть, не знающие иностранные языки) неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

Тут Павел поясняет, что если в христианское собрание придет простолюдин, не знащий иностранные языки, и увидит как там верующие - его земляки, знакомые и даже родные, почему-то говорят и моляться на непонятных ему языках, то он может подумать, что он попал в какое-то странное общество, где люди БЕСНУЮТСЯ! Иначе как объяснить, что люди вместо родного языка среди своих же земляков почему-то в религиозном сборании произносят странную тарабарщину?!

Некоторые верующие считают, что обещанные Иисусом знамения до сих пор остались в церкви. Отчасти это так. Но, как и прежде они нужны для той цели, для который, их и дал Христос, а именно для проповеди Евангелия. Посмотрите на слова Павла:

Евр. 2.3 … о … спасении, которое, … в нас утвердилось … при засвидетельствовании от Бога ЗНАМЕНИЯМИ И ЧУДЕСАМИ … и различными силами

1 Кор.12.12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, ЗНАМЕНИЯМИ, ЧУДЕСАМИ и силами.

Что касается дара иных языков, в смысле иностранных, то этот дар стал неактуален после того как по всем городам образовались христианские церкви из местных жителей. Именно поэтому, о даре языков лишь немного говорится в начале книги Деяний апостолов и упоминается Павлом уже с пояснением его неактуальности и неправильного применения христианами в первом послании к Коринфянам, которые мы частично рассмотрели выше. В более поздних новозаветных книгах о иных языках совсем не упоминается. Также мы видим всего два-три рассказа о даре иностранных языков в переписке и трудах христиан первых столетий, хотя история церкви располагает десятками тысяч рукописей христиан первых веков.

Ангельский язык (Глоссолалия) - говорение ангельскими языками или молитва?

Стоит заметить, что сегодня ряд церквей за дар Духа доказывающий их избранность, выдает некий непонятный "ангельский" язык - Глоссолалия. Как мы увидели выше, дары Духа были даны в помощь членам церкви, особенно в распространении Евангелия, что сложно увидеть в даре обладания непонятным языком. При этом, обратите внимание, что в церквях, которые используют в богослужении якобы “небесные, ангельские” языки сразу заметны те факты, за которые Павел критиковал Коринфян. Там зачастую люди молятся, и нет изъясняющих, хотя апостол дал наказ в таких случаях МОЛЧАТЬ (см. 1 Кор.14:28). На ангельском языке почему-то не поют, хотя апостол говорил и о пении: "буду петь духом" (1 Кор.14:15).

И самое важное – в современных церквях на непонятном языке почему-то в подавляющем большинстве случаев НЕ ГОВОРЯТ! На нем именно молятся, но не говорят и не проповедуют о Боге. Между тем, в первой церкви на ином языке ИМЕННО ГОВОРИЛИ. Доказательства этому имеются в Новом Завете. Павел в послании Коринфянам в 14 главе, рассуждая об языках, постоянно использовал слово "говорить" (стихи 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 27, 28, 29), и лишь всего два раза упоминал молитву языками (стихи 14, 15). Посмотрите, после сошествия на учеников Иисуса на Пятидесятницу Духа Святого, они заговорили на ином языке:

Деян.2:4 И исполнились все Духа Святаго, и начали ГОВОРИТЬ (в оригинале говорить, рассказывать, беседовать, возвещать) на иных языках, как Дух давал им провещевать (в оригинале (про)возглашать, громогласно объявлять, возвещать). … 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… 11 … критяне и аравитяне, слышим их нашими языками ГОВОРЯЩИХ (то же слово “говорить”, что и в 4 тексте) о великих [делах] Божиих?

Мы не читаем об их молитве, ученики Иисуса после сошествия на них Духа, рассказывали пришедшим на праздник в Иерусалим паломникам на их иностранных языках о том, какое чудо даровал людям Бог, послав своего Сына Иисуса.

Также дар говорения, а не одной лишь молитвы, получил Корнилий со своей семьей после нисшествия на них Духа Святого. Апостол Петр подчеркнул, что на Корнилия и его домашних, Дух сошел как и на иудеев в Пятидесятницу: «Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам» (Деян.15:8). Посмотрите внимательно, как Библия описывает это событие:

Деян.10:44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех (Корнилия и его домашних), слушавших слово. 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46 ибо слышали их ГОВОРЯЩИХ языками и ВЕЛИЧАЮЩИХ Бога.

Сегодня же под даром языков почему-то понимается именно молитва. Редко кто на ином языке говорит и проповедует, как это описано в первоапостольской церкви. И еще реже кто-то переводит непонятные слова, что необходимо делать по указанию апостола Павла. А в тех случаях, когда язык все же переводится, зачастую видно, что люди говорят параллельно, так как переводящий не думает над переводом, а говорит практически параллельно с проповедующим "на языке", порой чуть ли не опережая его. Кстати, насколько точен перевод, а значит, имеется ли “ангельский” язык, можно легко проверить. Для этого можно:

1) Записать на видео или аудио “ангельскую” речь (Глоссолалия) и ее истолкование на родном языке, и затем сверить будут ли одинаково переведены повторяющиеся в проповеди слова;

2) Попросить двух “изъяснителей” параллельно записать на листок бумаги перевод речи, которая прозвучит на “небесном” языке, а затем сверить их переводы друг с другом. Здесь важен эффект неожиданности, чтоб не было времени проповедующему "на языке" и изъясняющим договорится между собой.

Само понятие “ангельские” языки не совсем понятно. Почему их много? Зачем их знать человеку? Об этих языках в Библии сказано только один раз, Павлом, размышляющим о превосходстве даров в рассматриваемом нами послании к Коринфянам.

1 Кор. 13:1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Вспомнив, что Павел здесь не только перечисляет дары, но и говорит об их приоритетах, становится понятным, что апостол данной фразой хочет сказать, что ЛЮБОВЬ является наибольшим даром Святого Духа. А ангельские языки здесь упомянуты лишь для усиления контраста. Павел показал, что не только дар человеческих языков несравним с любовью, но даже знание ангельских языков не будет угодным Богу без ЛЮБВИ этого верующего к людям. Из текста не видно, что Павел умеет говорить ангельскими языками или призывает христиан обучиться им.

В целом, что касается именно молитв на иных языках, здесь достаточно знания азов учения Библии, чтобы понять, что такие молитвы не могут быть угодны Богу и тем более требуемыми Им от верующих. Бог множество раз на страницах Священного Писания призывает верующих молиться - просить Его, благодарить и т.д. И нигде – ни в Ветхом, ни в Новом заветах, Господь не призывал молиться Ему иными языками. По своей сути, молитва иными незнакомыми языками не несет никакой логичной необходимости. Бог знает все языки, зачем к Нему обращаться на иных языках? Тем более, как было отмечено выше, молитва на родном языке всегда будет более полной, естественной - от ума и сердца. О молитве на иных языках, в частности на церковнославянском, я писал в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в главе “Незнакомые языки. Богослужение, пение и молитвы на церковнославянском непонятны людям”

Сейчас же дар непонятных языков некоторые христиане используют якобы для более тесного и личного общения с Богом, и как доказательство влияния Духа Святого, оснований для чего, как надеюсь, Вы поняли, нет в Библии.

Иной НЕПОНЯТНЫЙ язык (глоссолалия) - доказательство крещения Духом Святым ?

Выше мы уже говорили, что наличие дара говорения непонятным языком (Внимение! Речь не идёт об инстранном языке, а именно о непонятном, якобы "ангельском") в некторых церквях принимается ЗА ЕДИНСТВЕННОЕ доказательство крещения человека Духом Святым. Давайте приведем факты из Библии, которые опровергают это богословие:

Давайте перечислим факты из Библии:

  1. Слово «Крещение» (греч. баптизо) переводится с оригинала «Погружение», «Окунание».
  2. Иоанн Креститель крестил в воде и пророчествовал, что Иисус будет крестить Огнем и Духом

«Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня (Иисус), … Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лук.3:16). О крещении огнем и Духом подробнее читайте здесь

Если принять, что говорение языками (непонятными) является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ характеристикой того, что человек крещен Святым Духом, то получается пророчество не сбылось, ведь подавляюще большинство христиан не говорит иными языками, тем более непонятными. В Новом Завете мы не видим, что Павел или другие апостолы, когда пишут послания, проверяют присутствие в церкви крещения Духом через наличие у людей дара говорения языками. Так и в многовековой истории христианства среди миллионов письменных источников, нет свидетельств о говорении непонятными языками. В истории церкви первых веков иногда встречается упоминание дара говорения иностранным языком, но дар непонятного языка НИКОГДА не встречается. Неужели Иисус крестит Духом только современных христиан - представителей одной конфесии?

  1. В Библии есть тексты, где после Крещения Духом не упоминается говорение языками:

«Когда же они (Филипп и евнух) вышли из воды (после крещения), Дух Святый сошел на евнуха» (Деян.8:39)

«Тогда возложили руки на них (Самарян), и они приняли Духа Святого» (Деян.8:17).

Верующие в языки, считают, что в этих текстах просто не упомянуто о говорении языками, хоть оно по факту имело место. То есть люди сами домысливают то, чего в тексте нет, но они верят, что в описанной ситуации говорение языками было. Однако, это прибавление к тексту того, чего в Библии нет. Хотя, возможно, свидетели увидели другие знамения/чудеса – дары Духа, поэтому поняли, что на них сошел Святой Дух, ведь действия Духа различны.

  1. В Библии есть текст, где прямо сказано, что результат действия Святого Духа проявляется не только в говорение языками, но и через другие дары.

1 Кор. 12:8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

  1. В Библии есть тексты, которые прямо говорят, что дар Духа дается не просто так, а на пользу Церкви. То есть дар Духа дается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ служения

«СЛУЖЕНИЯ различны, а Господь один и тот же; 6 и ДЕЙСТВИЯ различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа НА ПОЛЬЗУ ... Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к НАЗИДАНИЮ церкви» (1 Кор.12:5-7,12)

Далее говорится, что у каждого свой дар Духа, как у каждого органа тела своя функция, для блага Церкви – ТЕЛА Христа. В первые десятилетия Дар говорения языками (ИНОСТРАННЫМИ) нужен был для донесения Евангелия по синагогам мира, то есть по Диаспорам, где многие евреи разучились понимать иврит. Когда они узнали Христа, они сами понесли весть и дар языков оказался менее нужен, чем дар проповеди, то есть пророчества, о чем Павел говорит в 1 Кор.14 главе.

  1. В Библии четко сказано, что есть дар говорения языками, но есть и дар изъяснения. По нашему, это дар переводчика. Павел четко говорит, что всегда, если кто-то говорит на ином языке, то другой должен истолковать. Ведь даже, если использовать широко распространенный иностранный язык, например, греческий во времена Иисуса, или английский сегодня, то всё равно, многие люди, даже знакомые с языком, не поймут полностью мысль говорящего, а кто-то поймет речь превратно, так как слушающие иностранцы имеют небольшой словарный запас по сравнению с носителями языка. Особенно это важно в проповеди, так как в Сященном Писании много тонкостей и редких терминов. Поэтому и нужен грамотный переводчик - истолкователь. Если же, истолкователя в церкви нет, то говорить и проповедовать на непонятном другим людям языке НЕЛЬЗЯ (см. 1 Кор.14:28)!

«Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. 27 Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один ИЗЪЯСНЯЙ» (1Кор.14:5,27).

Сегодня же, дар языков выглядит по-другому, не по Библейски, а как нечленораздельная молитва без перевода. Или с переводом, явно придуманным, так как при повторном внимательном прослушивании понятно, что это не пословный перевод.

  1. В Библии есть текст, где сказаны условия получения Святого Духа

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.» (Деян.2:38)

Как мы видим дар Святого Духа дается после покаяния и крещения. И для этого не нужно стараться заговорить непонятным языком, как сегодня зачастую происходит в церквях, верящих в иные языки. Дар может быть любым у каждого, как Дух Святой сочтет лучшим для церкви: «как Ему (Духу) угодно» (1 Кор.12:11).

Кроме того, иными языками (глоссолалия), иногда говорят совсем далекие от праведности люди. Получается, что они имеют крещение Духом, а более праведные люди не имеют, только потому, что не имеют дара глоссолалия? Иногда возникают вопросы к Богу: почему человек, далекий от праведности, и живущий явно не по воле Божьей, получает дар языка, а значит крещение Духом Святым, а другой человек, искренний верующий, служащий на Ниве Божьей с усердием, и имеющий другие дары, возможно, не крещен Духом, раз не говорит на "ангельских" языках?

Если же принять, что дару глоссолалия можно научиться благодаря тренировкам и умению управлять речевым аппаратом, то получается, что "на иных языках" способны говорить многие, и для этого не нужен дар Духа и крещение Духа. В итоге получается ситуация, когда люди считают, что кого-то Дух крестил, а на самом деле, они просто сами научились выдавать из рта глоссолалия.

Согласно Библии, отсутствие дара языка не доказывает отсутствие крещения Духом, ведь у Духа много даров, а не только языки. Соответственно, в церкви, где практикуются непонятные языки, среди её членов идет много процессов не угодных Богу, в частности, самообман, обман, зависть, ненависть к себе без причины (за то, что якобы не имею крещения Духом), и уважение другого без причины (за то, что он якобы имеет крещение Духа, хотя он Его, возможно и не имеет).

Взвесив многочисленные факты из Библии и истории, как минимум очень странно выглядит утверждение, что дар непонятного языка является ЕДИНСТВЕННЫМ доказательством крещения Духом Святым.

Кто говорит на языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что НИКТО не понимает

1Кор.14:2 Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что НИКТО не понимает [его], он тайны говорит духом

На этом тексте многие строят целое богословие, акцентируя внимание на слове «НИКТО». Мол, если, НИКТО не понимает, значит, речь идет о даре глоссолалия, ведь их никто не понимает, кроме говорящего. Однако, такой вывод на одном слове «НИКТО» сделать нельзя, ведь не возможно полностью игнорировать тот факт, что далее Павел призывает ПЕРЕВОДИТЬ непонятный язык. Значит, слово «НИКТО» не обозначает абсолютно никого, а есть те, кто понимает этот язык. Поэтому, это не могут быть глоссолалия.

Слово «НИКТО» в данном тексте не может означать, что СОВСЕМ никто не понимает. Слово «НИКТО» здесь лишь употребляется как литературный прием — “гипербола”, умышленное преувеличение, для обращения внимание на то, что мало кто понимает иные (иностранные) языки. Гипербола на раз применяется в Библии. Например, Бог перед потопом сказал: «всякая плоть изратила путь свой», «конец всякой плоти пришел», «наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть». ВСЯКАЯ - это все. Однако, тут слово "всякая" применено как гипербола, показывающая на подавляющее большинство. Ведь в истребляемые не входил Ной с семьей, так как он был праведен, и животные, отобранные для продолжения жизни на планете (см. Быт.6:12,13,17). Сегодня мы также иногда поступаем, используя, например фразы-гиперболы: «я говорил это тысячу раз» или «сто лет тебя не видел», или «нам еды на полгода хватит»…

Этот текст объясняется ниже, так как вся 14 глава это одна цельная мысль.

Фраза «никто не понимает» относится к простолюдинам. Простолюдинов христиан было больше, чем знатных. Простолюдины не знали иностранные языки. В то время, как образованные, знатные люди в основном, владели языками, как и в наше время. Сегодня английский язык является практически международным, как ранее греческий. Но и другие языки знакомы современным образованным людям, в частности, немецкий, французский…

Подобное было и ранее, конечно, только по отношению к другим распространенным тогда языкам. Из-за того, что преобладающие в церкви простолюдины не владели иностранными языками, Павел просит переводить языки:

1Кор.14:16 «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте ПРОСТОЛЮДИНА как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он НЕ ПОНИМАЕТ, что ты говоришь»

В христианском собрании первых десятилетий, делили места, впереди были богатые и знатные, а далее простолюдины. Об этом говорит Иаков во 2 главе своего послания.

Иак.2:2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих.

Простолюдинов христиан было больше, чем знатных, поэтому Павел и говорит «НИКТО», указывая на большинство. Простолюдины, то есть простые люди, не знали иностранные языки. Если слово «НИКТО» относится ко всем людям, и речь, якобы, идет о Божьем языке – глоссалалия, то зачем далее Павел просит переводить? Если это слова обращены только к Богу, то пусть бы и предназначались только Богу! Но Павел в тексте этой главы ЗАСТАВЛЯЕТ переводить и ЗАПРЕЩАЕТ говорить на ином языке без перевода! Это доказывает, что речь идет не о непонятном никому глоссалалии, а об иностранном языке, который требует перевода для подавляющего числа членов церкви, ведь они почти все были ПРОСТОЛЮДИНАМИ.

1Кор.14:27 Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один ИЗЪЯСНЯЙ. 28 Если же не будет истолкователя, то МОЛЧИ В ЦЕРКВИ, а говори себе и Богу.

Речь об ИНОМ или НЕЗНАКОМОМ или ИНОСТРАННОМ языке?

Часто люди Библию читают через призму уже сформированного мнения, поэтому они видят в тексте то, что, по их мнению, в нем должно быть. Это же относится и к переводчикам Библии. Часто в перевод добавляется толкование переводчика.

Мы привыкли к употребляемым фразам “иной язык” и “незнакомый язык”. Однако, в оригинале текста Нового завета эти фразы практически не употребляются. Читая Новый завет, видно, что в ряде случаев слово “ином” добавлено в скобочках [ином] или курсивом ином, это показывает, что оно добавлено переводчиком и его нет в оригинале.

Фраза “иной язык” в оригинале Нового завета употребляется лишь дважды:

  1. В Деян.2:4, где речь в контексте идет о Даре Святого Духа, благодаря которому, чудом моментально, ученики Христа научились говорить на иностранных языках и даже местных наречиях.

Деян.2:4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на ИНЫХ языках… 7 И все изумлялись … 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились … слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?

  1. В 1Кор.14:21, где цитируется отрывок Ветхозаветного Писания (Ис.28:11,12), в котором в контексте также говорится об иностранных языках.

1Кор.14:21 В законе написано: ИНЫМИ языками (в оригинале иноязычными) и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

То есть в обоих случаях в Новом завете, где упоминается “иной язык” – это иностранный язык.

Фраза “незнакомый язык” вообще отсутствует в оригинале Нового завета. Слово “незнакомом” встречается только в переводе 14 главы 1 послания к Коринфянам и везде стоит в кавычках [незнакомом] или курсивом незнакомом. То есть это слово добавлено переводчиком.

В оригинале же написано: “говорить на языке” или “молиться на языке”. Для человека того времени было понятно сразу, что речь тут идет о говорении или молитве на иностранном языке, ведь учения о даре глоссолалия, как о непонятном людям, якобы небесном языке, нет в Новом завете, как нет таких упоминаний ни в христианских документах, ни в светских исторических источниках.

Что касается фразы “иностранный язык”, то её также нет в тексте Нового завета. Объясняется это просто: в то время просто не было такого устойчивого выражения “иностранный язык”, поэтому люди выражали способность владеть языками так: “говорить на ином языке” или “говорить на языке”.

Глоссалалия или иностранный язык? Кратко перечислим факты

  1. В первой церкви не было дара глоссалалия (непонятного людям ангельского небесного языка). Многовековая история христианства не фиксировала дара глоссалалия вплоть до последних столетий, когда появилось это учение.
  2. В исторических документах церкви первых веков несколько раз упоминаются события, когда христиане чудным образом моментально обучались иностранному языку, и это понималось как Дар Святого Духа, обещанный Иисусом Христом.
  3. В Новом завете речь идет о даре иностранных языков, а не глоссалалия, что имеет несколько доказательств, а) Деяния 2 глава, где прямо говорится, что ученики стали говорить на чужих наречиях; б) ссылка Павла на цитату Ветхозаветного Писания, где речь идет об иностранных языках, в) упоминание Павлом ПРОСТОЛЮДИНОВ, которые не понимают иностранного языка.
  4. В Библии нет и не было четкого учения о говорении на непонятном языке — даре глоссалалия.
  5. Если Богу угодны глоссалалия, то почему Он этому прямо не учит людей через Свое слово Библию?
  6. Не было учения об угодном Богу даре глоссалалия и в истории иудаизма.
  7. Почему верующие во всей Библии до времен Иисуса не использовали глоассалии. Ни один патриарх и пророк в Ветхом завете не говорит на ангельском языке глоссалалия, даже друзья и помазанники Божьи. Если бы Богу был угоден язык глоссалалия, то он научил бы Своих верных последователей небесным языкам и просил бы общаться с Ним таким образом;
  8. Почему всё учение о языке гласоолалия базируется на нескольких спорных фразах, вырванных из текста, которые при внимательном прочтении говорят об иностранных языках.
  9. В Новом Завете есть четкое учение о Духовном даре иностранных языков, полезном для церкви.
  10. Бог понимает все языки, то есть для того, чтобы обратиться к Богу и быть Им услышанным не нужно знать особый язык гласоолалия.
  11. В оригинале фраза «ИНОЙ язык» редко употребляется, а часто написано просто «ЯЗЫК», так как речь идет об иностранном языке. Слово «ИНОЙ» стоит в тексте курсивом или в скобочках, что показывает, что его в оригинале текста нет. Фраза «иной язык» используется в Деян.2:4 и в цитате из Ветхого завета 1Кор.14:21, где речь по контексту идёт исключительно об иностранном языке.
  12. Бог дал в начале развития церкви Дар Духа — иностранный язык для благовестия, чтобы вера во Христа распространялась по миру быстрее.

 

Также читайте материал о Молитве Духом.


Валерий Татаркин



Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

 
      Теги: Нужна ли молитва на языках? Иные языки