Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31. Толкование





     

Притча о богаче и Лазаре. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о богаче и Лазаре Лук.16:19-31

Лук.16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Сначала определим адресата, то есть тех, кому Иисусом была адресована данная притча: это фарисеи.

Лук.16:14 Слышали все это (предыдущую причту о неверном управителе Лук.16:1-13 ) и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им

Смотрим вокруг и определяем контекст: он виден из предыдущей 15 главы: там Иисус вступает в конфронтацию с книжниками и фарисеями. Духовная знать Израиля упрекнула Иисуса в том, что Он близко общается с низшими слоями общества – мытарями и грешниками:

Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

В ответ на этот укор, Иисус говорит серию притч, в которых сравнивает отношение к грешным, оступившимся людям со стороны Бога и от духовных лидеров Израиля, явно упрекая последних. Притчи о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне демонстрируют заботу и любовь Творца к каждому человеку, даже потерянному и опустившемуся, и параллельно обличают фарисеев и книжников в отсутствии у них милосердия, человеколюбия, сострадания и прощения.

То есть контекст притчи о богаче и Лазаре – это конфронтация Иисуса с фарисеями. Сначала Иисус, в ответ на укор духовенства, обращается к ним с тремя притчами: о потерянной овце, драхме и блудном сыне. Потом Христос подключает учеников, которые тоже слушали Иисуса, и говорит притчу о неверном управителе, обращенную как к ученикам, так и к религиозным лидерам.

А после притчи о неверном управителе, Иисус снова переключается на фарисеев и книжников. Христос обличает их в лжеправедности (Лук.16:15), а затем говорит им притчу о богаче и Лазаре. То есть притча обращена конкретно к духовной знати и является продолжением обличения, высказанного им Иисусом. Цель притчи – дать предупреждение и наставление книжникам и фарисеям.

Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим ниже, есть ли под притчей истолкование. Истолкования притчи Самим Иисусом мы не видим. Посмотрим в этой притчи сравнение: «если малое верно, то большее, тем более верно», его не наблюдается. Посмотрим выше раскрываемую тему. А вот тема выше заявлена. Как мы отметили, начиная с 15 главы Иисус обличает фарисеев и книжников. И непосредственно перед притчей это обличение Христос конкретизирует.

Лук.16:14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им: вы выказываете себя ПРАВЕДНИКАМИ пред людьми, но Бог знает СЕРДЦА ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ, которая показывает, что богатые, уважаемые люди, которые считают себя праведниками, зачастую не такие уж и праведные.

Итак, притупим к непосредственному толкованию притчи о богаче и Лазаре Лук.16:19-31

Сегодня многие христиане воспринимают притчу о богаче и Лазаре, как доказательство жизни души без тела, а также, как подтверждение вероучения о посмертном мучении души грешника в аду и вознаграждении праведника в раю. Но надо помнить, что эта притча посвящена иллюстрации конкретной заявленной Иисусом темы. Также необходимо понимать, что мы читаем притчу, а не пересказ реальных событий. А в притче применяются иллюстрации и образы для наглядного и лучшего разъяснения сути притчи.

К сожалению, сегодня притчу о богаче и Лазаре воспринимают, как описание реальности, при этом не замечая в ней явных нереальных элементов. Понять таких людей можно, ведь реальное понимание текста данной притчи, является чуть ли не единственным Библейским доказательством существования посмертного ада и рая для человеческих душ. Поэтому и приходится сторонникам загробной жизни видеть реальность в одних текстах притчи о богаче и Лазаре, но закрывать глаза на нереальные элементы из этой же притчи.

Зачастую можно слышать возражения, касаемые правдивости Христа. Мол, разве Иисус мог говорить нереальные вещи? Конечно, мог в рамках притчи! Ведь притча часто строится на иносказаниях и иллюстрациях, применяемых для наглядности, с целью донести до слушателей определенную мысль. Кстати, Иисус и ранее говорил нереальные вещи в притче, например, когда званные убили посланцев от царя, который их пригласил на свадьбу сына (Матф.22:1-14). В реальности, они бы поняли, что их семьи неминуемо ждёт расплата от гнева государя. Это была явно лишняя жестокость и ненужный риск. Проще было пойти на свадьбу, ведь свадебный пир при царском дворе это редкое, почетное и приятное мероприятие. Причем отказались от приглашения на свадьбу все сразу, не договариваясь между собой. Это явно не реальная история, а просто картина для иллюстрации. В Ветхом Завете мы читаем, что у Бога есть крылья и перья «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен» (Пс.90:4), и что деревья поставили над собой царя (Суд.9:8). Это все иносказания и иллюстрации.

Рассмотрим противоречия притчи о богаче и Лазаре с реальностью, и некоторые другие спорные моменты

Разве притча о богаче и Лазаре описывает реальность? Рассмотрим противоречия притчи с реальностью

Как было отмечено выше, притча в иудаизме призвана облегчить понимание какой-то глубокой мысли/учения. То есть, надо понять тему — главную цель притчи. Разве данная притча была призвана рассказать о реальной посмертной жизни души без тела в раю и в аду? Но контекст и близко об этом не говорит. И почему тогда в этой притче так мало рассказано об аде и рае? Также почему в данной притче есть конкретные выводы и советы, касаемые жизни на земле людей в теле? И, главное, почему в этой притче так много нереального, что свойственно именно притчам?

Давайте перечислим некоторые вопросы, которые доказывают, что сюжет о богаче и Лазаре это не пересказ реальной истории о посмертной участи душ без тел, а нереальная притча, построенная на иносказаниях и иллюстрациях:

  1. Тот факт, что перед рассказом о богаче и Лазаре нет слова "притча" не является доказательством того, что это не притча. Стиль проповедей и поучений Иисуса пестрит иносказаниями. Он не обращался к реальным историям из жизни, даже в качестве иллюстраций. Далеко не всегда Иисус предупреждал, что сейчас будет говорить причту или иллюстрацию/иносказание. Так, например, перед притчей о блудном сыне в предыдущей главе и перед притчей о неверном управителем в начале этой же главы, нет анонса, что это притча.
  2. Если утверждать, что сюжет о богаче и Лазаре, это реальна история, а не притча, то встает один важный вопрос. Где еще в Новом Завете, Иисус в качестве поучения рассказывает реальную историю? Конечно, речь не идет о событиях из Священного Писания, которые Христос вспоминает при общении с народом. Но длинных, реально произошедших поучительных историй, подобных той, где Иисус рассказывает о богаче и Лазаре, в Новом Завете нет! Потому что Иисус не использовал такой формы наставления и обучения.
  3. Почему в тексте не упоминается слово «рай»? Некоторые толкователи объясняют это, говоря, что рай до Голгофской смерти Христа ещё не был открыт, а у ада было два отделения – мягкий и суровый. Но где эти понятия «мягкого» и «сурового» ада упомянуты в притче о богаче и Лазаре? И где о «мягком» и «суровом» аде прямо учит Библия? Также, где прямо учит Библия об открытии рая после Голгофы? Речь идёт именно о прямых текстах, а не о спорных, которые имеют несколько толкований, зависящих от конфессии богослова?
  4. Лоно Авраама — это в переводе живот/грудь Авраама. Получается Лазарь лежал на животе у Авраама? Или, все же, это не реальность?
  5. В притче написано, что из ада в “рай” нет перехода. Зачем тогда в некоторых церквях молятся за умерших, желая их спасения из ада для перевода в рай?
  6. Разве Лазарь мог сам перейти из ада в “рай” (или другое отделение ада), чтобы охладить язык богача? Разве это реально?
  7. Разве “рай” и ад настолько рядом, что люди свободно видят друг друга и даже общаются? Разве это реально?
  8. Разве Авраам управляет «раем» и адом, что может общаться с находящимися там людьми и даже посылать гонцов из «рая» в ад, чтобы облегчить чьи-то страдания? Разве это реально?
  9. Где в притче сказано, что речь идет о бестелесной душе? Где в тексте мы видим термин "душа", тем более в смысле "бестелесная душа"?
  10. Разве в аде терпимо жарко, как в сауне, что богачу достаточно капли воды (глоток воды), чтобы смочить лишь язык? А где же костер с мучениями? Разве это реально?
  11. Разве у бестелесной души есть палец и язык (Лук.16:24)? Неужели богач глупый и не видит, что у него душа без тела? Разве это реально?
  12. Как богач видит душу Лазаря, если душа Лазаря без тела? Чем богач видит Лазаря и Авраама, ведь для зрения нужны необходимые для этого органы тела: функционирующие глаза, нервная система, мозг и сердце с кровью, питающее глаза и мозг?
  13. Почему Авраам не скажет богачу, что, мол у тебя нет языка, а у Лазаря нет пальцев, ведь вы бестелесные души?
  14. Откуда мы знаем, что богач грешник? Он в тексте ничего не сделал плохого, а наоборот немного помогал Лазарю, знал его по имени, давал ему в пищу остатки со стола, и не прогонял его от ворот своего дома. Заметьте, Авраам с богачом мирно общается. Патриарх не критикует и не обличает богача в жестокости и других грехах, как якобы грешника в аду, а уважительно с ним беседует. Кроме того, само богатство это не грех, ведь очень состоятельными были многие герои веры, например, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Соломон и другие.
  15. Почему в Библии есть много текстов, где смерть описана как сон, и прямо сказано, что после смерти нет мыслей и даже прославления Бога? (эти тексты читайте в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в разделе о смерти, посмертном состоянии души, аде, рае, геенне).
  16. Почему в Библии словом «душа» часто описываются живые люди в теле (эти тексты также читайте в книге «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»).
  17. Почему в Библии словом «ад» и «преисподняя» часто обозначаются могила и место погребения (эти тексты также читайте в упомянутой выше книге).
  18. Почему в Библии нет текстов, где описывается человек после смерти в разуме, с прямым указанем на то, что действие происходит в раю или аду (только якобы, эта притча)? Почему в Библии нет прямых текстов, где человек описывается после смерти без тела, как бестелесная душа?
  19. Почему в Библии нет термина "бессмертная душа", но много раз встречаются фразы о смертной душе?
  20. Почему центральное обетование Иисуса и апостолов — это воскрешение в новом теле и последующая жизнь вечная на Новой Земле, и совсем нет обетований о блаженстве после смерти душ без тела в раю?

Выше приведены лишь некоторые аргументы, которых больше. Но уже этих вопросов достаточно, чтобы понять, что это притча прямо не доказывает посмертную жизнь души без тела. Мы видим в притче Лазаря, богача и Авраама, но они в теле, так как имеют части тела и способны думать, видеть, слышать, разговаривать.

Толкование вступления к притче о богаче и Лазаре

Главная задача при толковании притчи в том, чтобы понять её суть, тогда её герои, и их общение между собой приобретут смысл и внутреннюю логику, согласуемую с адресатами притчи, её контекстом, наставлениями и выводами. Давайте прочитаем и проанализируем вступление, озвученное Христом перед притчей, помня о том, что данный разговор происходит в рамках конфронтации Иисуса с фарисеями и книжниками об их ложной праведности.

Лук.16:14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

Сначала Иисус упрекает духовную знать Израиля в сребролюбии, о чём мы читаем после притчи о неверном управителе. Но те лишь посмеялись над Христом. Они игнорировали упрек Иисуса, который прямо им сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Лук.16:13). То есть невозможно одновременно любить и Бога и деньги, ведь нельзя одинаково честно и с полной отдачей служить двум господам одновременно.

Далее Иисус продолжает укорять религиозную элиту в том, что перед людьми они себя выставляют праведниками, искренне считая себя духовно выше и ближе к Богу. Однако Бог видит сердца, поэтому, те люди, которые в народе считаются благочестивыми, в глазах Бога могут быть мерзостью (другие переводы слова βδέλυγμα: гнусность, скверна, гадость).

Лук.16:15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Речь о том, что духовная знать Израиля считала себя порядочнее и духовнее простого люда. Они были уверены, что находятся ближе к Богу, чем простые рыбаки и плотники. А их богатство, по их мнению, было благословлением от Господа за их религиозное рвение. И соответственно, нищие и убогие, были в их понимании, наказаны Богом за свои грехи и слабую веру. Но всё было далеко не так. Иисус упрекал фарисеев и книжников в том, что они за своей показной активной религиозностью, забыли самое важное в Божьем законе, а именно: «суд (справедливость), милость (милосердие) и веру (живые отношения с Богом)» (Мф.23:23). Стоит отметить, что именно текст Лук.16:15, помогает правильно понять суть причти о богаче и Лазаре, акцентируя внимание на корне проблемы, которую освещал Иисус. Мы это разберем подробнее позже, а пока мы прочитаем последние слова Иисуса перед притчей о богаче и Лазаре.

Лук.16:16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. 17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

«Законом и пророками» во времена Иисуса называлось Священное Писание – Танах, включающий в себя Тору (в переводе закон), Пророков и Писание/Псалмы (Лук.24:44, Иоан.1:45; Деян.13:15; 28:23; Рим.3:21) (читайте подробное толкование текста Закон и пророки до Иоанна). Танах христиане сегодня именует Ветхим заветом, но в то время это было единственное откровение от Бога людям, так как Новый Завет ещё не был записан. То есть Иисус говорит о том, что Танах был дан до Иоанна, а с Иоанна началось благовестие о приближающемся Царствии Божьем (Матф. 3:1,2; Мар.1-2-8; Лук.3:2-6; Иоан.1:6-8). Но в Царствие Небесное попасть не просто, а нужно прикладывать усилие, то есть стараться. В частности, речь конечно идёт о соблюдении заповедей Божьих, которые не исчезнут, пока не прекратятся сегодняшние небо и земля (читайте по ссылке об актуальности Божьего закона).

Похожую мысль Иисус высказывал в Нагорной проповеди:

«Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота (буква) или ни одна черта (знак) не прейдет из закона, пока не исполнится все (всякая, каждая)» (Матф. 5:18).

Люди не могут отменить ни одну Божью заповедь, даже её часть. Все заповеди останутся актуальными пока не исполнится их преднозначение. Например, все заповеди, касающиеся храма, исполнились в служении Христа. Также в современном мире утратили актуальность заповеди уголовного и гражданского судопроизводства теократического государства Израиль.

В Нагорной проповеди, как и перед притчей о богаче и Лазаре, Иисус также упрекал фарисеев и книжников в их ложной праведности. Христос приводил духовную знать в качестве отрицательного примера Своим ученикам, говоря, что Его последователи не войдут в Царствие Небесное, если будут соблюдать Божьи заповеди также избирательно и лицемерно, как и религиозные лидеры Израиля.

«Кто нарушит одну из заповедей сих малейших.., тот малейшим наречется в Царстве Небесном; Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы НЕ войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:19,20).

Таким образом, перед притчей о богаче и Лазаре, Иисус предупреждает слушателей, что в Царствие Небесное могут НЕ попасть те верующие, которые не прикладывают к этому «усилие», в том числе, игнорируя некоторые Божьи заповеди, думая, что они уже для них не важны.

И заканчивает Иисус вступление перед притчей о богаче и Лазаре, вспоминая Божий закон о разводе.

Лук.16:18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Эту заповедь Иисус привел в пример как особо важную и спорную на тот момент, которую многие верующие хотели отменить или изменить, особенно богатые евреи, засматриваясь на молоденьких невест. В Евангелиях мы читаем, что тема развода Иисусом поднималась неоднократно. В то время в Израиле было распространено учение раввина Гилеля (см. Талмуд, трактат «Гитин» 90а), согласно которому мужчина мог развестись с женой по любому поводу, например, если она осознанно накормила его подгоревшей едой. Против этого и восставал Христос, указывая, что это неправильное толкование заповедей Божьих (Чис.24:1, Быт.2:24), а брак священен, и может быть расторгнуть только по причине прелюбодейного поведения.

Итак, подводя итог рассмотренному выше, можно сделать вывод, что перед притчей о богаче и Лазаре, Иисус упрекает духовенство в сребролюбии, в ложной праведности и в том, что они себя считают выше и духовнее простых людей. Христос также предупреждает, что для наследия Царствия Небесного нужно прилагать "усилия" и стараться соблюдать все Божьи заповеди, не пытаясь упразднить и умалить какие-либо из них.

Лишь затем Иисус переходит к самой притче о богаче и Лазаре. Поэтому толковать эту притчу мы должны исключительно с учетом изложенного выше контекста.

Героями данной притчи являются богач, без упоминания его имени, и нищий Лазарь. Из текста понятно, что богач жил на широкую ногу, и ни в чем себе не отказывал. А Лазарь, наоборот был обделен деньгами, и нуждался даже в самой простой еде. При этом, богач не показан отъявленным негодяем. Ни Иисус его не упрекает, как автор притчи, ни Авраам, как главный герой повествования и уважаемый евреями праведник. В притче богач делает минимальные дела милосердия, тем, что позволяет нищему жить у его ворот, и даёт ему крошки со своего стола. Далеко не многие богатые люди делают то же самое. Богач даже знает, как зовут нищего, живущего у его ворот. Более того, Лазарь знает братьев богача, что выясняется в конце притчи. Таким образом, из текста притчи не следует, что богач является нечестивым грешником и за это мучается в аду.

В самой притче подробно не объясняется причина попадания богача в жаркий ад, а Лазаря на лоно Авраама. Из текста лишь следует, что до смерти богач “получил … доброе … в жизни .., а Лазарь – злое”, а после смерти Лазарь “утешается”, а … богач “страдает”.

Как мы выше отметили, богач в притче не упрекается в грехах, а лишь подчеркивается, что он получал «доброе» в жизни. Сегодня многие люди получают добро в жизни, но разве это значит, что все они попадут в ад? Так и Лазарь получал «злое» в жизни, а после смерти «утешается». Но разве это значит, что после смерти будут утешаться все страдающие при жизни? Наверное, что каждый согласится, что такую формулу попадания в ад и наследия Царствия Небесного представить невозможно. Так в чем тогда дело?

Объясняется всё просто, если вспомнить контекст. Вспомним, что притча о богаче и Лазаре сказана Иисусом в рамках конфронтации с фарисеями, где Христос упрекает их в возвышении над другими: “Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом” (Лук.16:15)

Напомним, что богатые и влиятельные религиозные евреи связывали свой достаток и высокое положение в обществе с благословением от Бога. Поэтому, богачи гордились своим зажиточным состоянием, считали себя праведными, и с пренебрежением относились к бедноте, полагая, что те грешники, и Бог их не любит. Естественно, что и на посмертную участь богатые евреи смотрели через ту же призму. Они после смерти себя видели в Божьем Царствии рядом с Авраамом в привилегированном положении, а нищих, страдание которых Бог допустил уже на земле, состоятельные благочестивые евреи видели грешниками, недостойными похвалы в пакибытие.

Авраам не случайно является героем этой притчи Иисуса. Спасение, то есть Царствие Божье/Небесное, в еврейской традиции ассоциируется с Авраамом. Фарисеи учили, что благодаря праведности Авраама, каждому благочестивому еврею уготована добрая участь в мире грядущем (пакибытие). Считалось, что после смерти праведного еврея встретит Авраам и прижмет к своей груди, вот откуда возник термин «лоно Авраама».

Выражение о «лоне Авраамовом» не раз встречается в Талмуде (древнем еврейском комментарии на Танах) в смысле попадания умершего в «сонм праведных».

Современники Христа имели представление и о геенне, поэтому Иисус неоднократно употреблял этот прообраз для указания на воздаяние после смерти. В Талмуде геенна ассоциируется с долиной Гехинном, где сжигали трупы нечестивых людей, которых не хоронили родственники. Гехинном – это ГЕ (долина) ХИННОМ (разврата). Её еще называют Тофет (производная от глагола «искусить»). То есть геенна в рамках эсхатологической посмертной участи — это место, в котором Бог уготовил огонь грешникам после Великого Господнего суда, что видно из контекста 30-й главы книги пророка Исаии и 20-й главы Откровения. Только важно отметить тот факт, что речь идёт о телах нечестивых, а не о душах без тел, о чём написано во многих текстах Библии, включая слова Самого Иисуса.

Матф.10:28 И не бойтесь убивающих тело, души (личность) же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (см. также Матф.5:29,30; 18:9; Мар.9:45,47; Лук.12:4,5)

Согласно многим текстам Ветхого и Нового заветов, праведных ждёт воскрешение для вечной жизни, когда их души (дух, личность) проснуться в новых нетленных телах. Именно воскрешение благодаря Голгофской смерти Христа, является главным лейтмотивом и обетованием (обещанием) всего Нового Завета (Лук.14:14;20:34-36; Мар.10:30; Иоан.3:16;5:28,29;6:39,40,44;17:12; 1Иоан.2:25; Иуд.1:21; Деян.4:2;17:32;24:15; Тит.1:2; 1Тим.6:12; Рим.8:11; 1Кор.6:14; 15:12-23,51-54; 2Кор.4:14; 1Фесс.4:14-17; Откр.20:5,6,13).

Итак, вернемся к богачу и Лазарю. Теперь понятно, откуда в тексте притчи появилось лоно Авраама и жаркий ад. Ад и лоно Авраама (а не рай) Иисус привел как понятную слушателям иллюстрацию, чтобы донести до них мудрые наставления патриарха Авраама. Лоно Авраама — это иллюстрация спасения и наследия Царствия Божьего. А ад с жаром — это иллюстрация потери спасения в огне геенны. То есть в притче, мы видим богача и Лазаря в телах после смерти и воскрешения, где символически продемонстрирована их участь, и даны важные наставления от Господа через почитаемого патриарха Авраама.

Многие христиане слово «ад» в притче о богаче и Лазаре понимают буквально. Но тогда и термин «лоно Авраама» надо тоже понимать буквально, как живот/грудь Авраама! Получается бедняк лежал на животе Авраама (Лук.16:22,23)? Навряд ли кто-то верит, что это рельаность, осознавая, что тут мы видим иносказание. Нужно быть честным перед собой и последовательным. Если уж согласиться, что «лоно Авраама» это иносказание, то тогда и слово «ад» необходимо понимать как иносказание, а не реальность. Именно такое толкование вписывается в контекст повествования, где Иисус обращается с предупреждением и поучением к Израильской знати.

Выводы из притчи о богаче и Лазаре должны были сделать в первую очередь состоятельные, успешные и внешне благочестивые верующие (фарисеи и книжники):

Вывод 1. Толкование притчи о богаче и Лазаре: не все благочестивые на вид верующие будут спасены

Авраам сожалеет о том, что богач не попал к нему на лоно. Он ласково обращается к взрослому мужчине: «Чадо» (дитя). Патриарх не ругает состоятельного еврея, так как он не был отъявленным негодяем, но кратко объясняет ему причину потери спасения. Причина в том, что богач жил праздно на земле, не задумываясь о спасении, не прикладывая усилий к наследию Царствия Небесного (вспомним, что именно об этом говорил Иисус перед притчей). Он тратил время и деньги на дорогостоящую одежду и пышные праздники, вместо того, чтобы помогать нуждающимся. С одной стороны он не делал прямого зла, но с другой, он не выполнял заповедей Божьего закона о милосердии и помощи нуждающимся:

Лев.25:35 Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою

Втор.15:7 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих.., то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим

Беда в том, что богач, символизирующий знать Израиля, при жизни был уверен в своем спасении! Но Иисус ломает стереотипы и учит, что далеко не все верующие, даже внешне благочестивые и праведные, попадут в Царствие Небесное. Поэтому, Он говорит им притчу о богаче и Лазаре, в которой богатый еврей страдает в аду, а нищий бедняк радуется на Лоне Авраама. Иисус и раньше озвучивал подобные мысли, например в притче о двух сыновьях.

Матф.21:31 Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Обратите внимание, что тут упоминается Иоанн Креститель, как и в Лук.16:16.

В Евангелие от Матфея в 7 главе в 23 тексте, Христос говорит, что спасены НЕ будут «делающие беззаконие», то есть цинично нарушающие Божьи заповеди. А в конце 25 главы того же Евангелия, Иисус разделяет верующих на два лагеря: Царствие Божье наследуют те, кто милосерден и помогает людям — Божьим детям, а те, кто проходит мимо чужой нужды и беды, не увидят спасение, но сами получат мучение в качестве воздаяния (Матф.25:31-46).

Примерно эту картину мы и видим в притче о богаче и Лазаре. Благочестивый и успешный на вид человек, скорее всего уважаемый обществом, что подтверждается пирами с большим количеством гостей, после смерти получил мучение. А бедняк, о котором богач мало что знал, и даже был уверен в его греховности, наоборот наследовал спасение.

Вывод 2. Толкование притчи о богаче и Лазаре: после смерти не изменить участи

В среде евреев бытовало мнение, что Авраам может своею праведностью спасти благочестивых верующих, даже если они немного грешили в жизни, и после смерти рискуют попасть в геенну.

Иисус рушит и эту надежду лицемерных Израильтян. Если уж человек заслужил мучение в геенне, то он его получит, и отменить решение Божьего суда после смерти не может даже Авраам.

Лук.16:26 между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Поэтому, нужно жить праведно на земле здесь и сейчас, а не надеяться на заступничество умерших патриархов и молитвы живущих.

Вывод 3. Толкование притчи о богаче и Лазаре: изучать и исполнять Писание

Чтобы не повторить участи богача, надо слушаться пророков и Моисея, то есть следовать откровениям Божьим в Писании и соблюдать закон Господа.

Лук.16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Как мы видим, вместо выполнения просьбы богача, отправить Лазаря к его братьям, Авраам (а точнее Иисус от лица Авраама) посоветовал живым верующим слушать Моисея и пророков. Моисей в глазах любого еврея ассоциируется с Торой (законом Моисея). Как было сказано выше, законом и пророками ранее именовали Танах (ныне Ветхий Завет). То есть, в притче о богаче и Лазаре, Иисус для наследия спасения порекомендовал верующим изучать и исполнять Танах (Священное Писание на тот момент). Для верующих христиан, Тонах после Голгофы дополнился Новым Заветом – свидетельством о жизни и учении Иисуса Христа и Его апостолов.

Вывод 4. Толкование притчи о богаче и Лазаре: не быть жестоковыйным и верить знамениям

Вы не задавались вопросом, почему у богача нет имени, а у бедняка есть имя Лазарь? И случайно ли выбрано Иисусом имя Лазарь?

Распространено мнение, что богач олицетворяет нечестивого грешника, поэтому даже не был достоин получить имя. Но, как мы рассуждали выше, явных нечестивых поступков за богачом не наблюдается. Авраам уважительно общается с ним, и с даже, с некоей любовью называет его «чадом». Но почему в притче не названо его имя? Иисус умышленно сделал это, чтобы акцентировать внимание на втором герое с конкретным именем Лазарь.

Нужно вспомнить исторический контекст. В Израиле того времени противостояли два религиозных лагеря: саддукеи и фарисеи (хотя религиозных течений было больше). Саддукеи не верили в воскрешение после смерти, а фарисеи верили (см. Деян.23:6-8). Но Иисуса не любили ни те, ни другие, потому что Он обличал их и уводил паству.

После того, как Иисус воскресил уже начавшего разлагаться Лазаря, многие евреи уверовали в Него как Мессию и Сына Божьего (Иоан. 11:45).

Это чудо было на столько великим, что узнавшие об этом фарисеи решили убить Иисуса. Не смотря на то, что Христос воплотил в жизнь значительную часть их верования – воскресил мертвого, Он пугал фарисеев, так как открыто вступал с ними в конфронтацию и «побеждал» в богословских диспутах. Фарисеи были бы рады признать чудо Иисуса, если бы Он примкнул к их фракции. Но Христос держался обособленно и обличал всех религиозных лидеров в лицемерии и неправильном понимании Божьего закона.

Поэтому фарисеи решили закрыть глаза на очевидное знамение (чудо) от Бога, так как боялись, что народ пойдет за Христом и, соответственно, они останутся без последователей, то есть потеряют богатство и высокое положение в обществе. Страх потерять деньги и славу толкнул фарисеев на сговор с первосвященниками, которые были из саддукеев. С того момента, вместе, они искали как убить Иисуса, а заодно и Лазаря, являющегося живым доказательством Божественной силы Христа.

Иоан.11:47 Тогда (после воскрешения Лазаря) первосвященники и фарисеи собрали совет … 53 С этого дня положили убить Его (Ииуса).

Иоан.12:10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

Таким образом, Лазарь стал знаковой фигурой, известной многим Израильтянам. По Божественному предвидению, воскрешенный мужчина не случайно носил имя Лазарь. В оригинале оно звучит как Эль азар, в переводе с иврита «Бог мне помог». Называя в притче именем Лазарь нищего, воскресшего после смерти, и оказавшегося на лоне Авраама, Иисус напомнил о сделанном Им недавно знамении, и параллельно указал на Свою Божественность. Ведь духовная элита пыталась убедить народ, что Иисус из Назарета творит чудеса силой князя бесовского (Матф.9:34; 12:24; Мар.3:22; Лук.11:15).

Историю с богачом и Лазарем Иисус закончил обличением фарисеев и книжников в жестоковыйности и упорстве.

Лук.16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Христос заявил, что если они (братья богача) не покаялись, читая учение Священного Писания, то они не покаются, даже если к ним придет воскресший из мертвых Лазарь. Этим он напомнил о недавно воскресшем Лазаре, указывая, что это чудо не произвело должного впечатления на духовную знать Израиля. Их ожесточенное сердце, управляемое тягой к богатству и славе, уже не могло разглядет весть от Бога ни в Его откровении (Писании), ни в Его знамении (воскресшем Лазаре), ни в Его Посланнике (Иисусе Христе, тоже воскресшем после Голгофской смерти).

Кстати, обратите внимание, что богач хочет послать к братьям не бестелесный летающий дух нищего, а чтобы к ним пришёл Лазарь: «если кто из мертвых (умерших) придет к ним, покаются» (Лук.16:30). Внимание! Авраам далее говорит, что братья богача, тому, кто «из мертвых воскрес (т.е. Лазарю в теле, а не духу), не поверят» (Лук.16:31), если уж не верят Моисею и пророкам. Эта фраза ещё раз доказывает, что речь в притче идёт о богаче и Лазаре в телах.

Вывод из притчи о богаче и Лазаре: Богатые, уважаемые люди, которые считают себя праведниками, в сердце бывают не такие уж и праведные. Поэтому после смерти они могут потерять Спасение. А те, кого они призирали, могут, наоборт, наследовать спасение. Главная мысль притчи - не показать жизнь бестелесных душ после смерти, а показать верующим людям, что надо задуматься о посмертной участи, живя в теле в этом мире. Богатство, высокое положение и уважение людьми здесь на земле не гарантируют после смерти и воскрешения «лона Авраама». Даже наоборот, если верующий не прилагает усилий к спасению, если не изучает Писание, не соблюдает заповеди, не помогает нуждающимся, то может потерять спасение!

 

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о богаче и Лазаре. Комментарий, БИБЛИЯ