|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Рождение свыше – от воды и Духа. Комментарий Библии
|
Рождение свыше – от воды и Духа. Что это значит?
В христианстве много течений, но в основном, христиане сходятся в том, что рождение свыше означает перерождение человека. Некоторые христиане считают, что рождение свыше связано непосредственно с крещением. То есть жил себе человек, не сильно задумывался о своем характере, о своих поступках, о Боге и предстоящем суде. А потом этот человек уверовал в Бога, крестился, сразу осознал свои грехи и пристрастия, отказался от них. И далее этот человек всю свою жизнь представляет только вместе с Богом. А другие христиане, на прямой связи рождения свыше с крещением не настаивают, и полагают, что рождение свыше может быть, как до, так и существенно позже обряда крещения. Главный признак рождения свыше они видят в изменении жизни человека. Если верующий реально отказался от своей прежней греховной жизни, так как прежние пристрастия стали ему противны, тогда в нём, действительно, произошло перерождение. Некоторые церкви, подтверждение рождения свыше, видят в даре говорения языками (об иных языках и молитве духом, вы можете прочитать по указанным ссылкам). Поговорим о нюансах рождения свышеВ вопросе рождения свыше есть свои нюансы. Чтобы в них разобраться, надо внимательно проанализировать разговор Иисуса и Никодима, из которого христиане и берут термин “рождение свыше”. Прочитаем Евангелие от Иоанна 3:1-10 1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. 3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Нужно понять, что Никодим был глубоко верующим человеком. Текст говорит, что он был фарисеем, то есть учителем богословия. Кроме того, Иисус в Иоан.3:10 прямо называет Никодима: “Учитель”. Также мы знаем, что Никодим был “Начальником Иудейским” (Иоан.3:1), то есть имел высокое положение. Из Иоан.7:45,50 мы узнаем, что Никодим, как представитель фарисеев, вместе с первосвященниками, входил в один из высших религиозных государственных советов Израиля. То есть Никодима неверующим назвать никак нельзя. То, что Никодим веровал в Бога, мы видим и из слов самого Никодима, который признал в Иисусе учителя, пришедшего от Бога. Таким образом, тот факт, что Иисус, обращался к верующему Никодиму с призывом родиться свыше, говорит о том, что рождение свыше не касается начальной стадии обретения веры в Бога. Рождение свыше = родиться от воды и ДухаДавайте посмотрим на слова Христа. При исследовании Библии можно заметить частое применение литературного приема под названием “параллелизм”. Это когда два текста рядом, говорят об одном и том же, но разными словами. Так, Иисус в 3 стихе говорит: «родится свыше», а 5 стихе, говоря о том же, применяет фразу: «родится от воды и Духа». В 3 стихе Христос говорит: «увидеть Царствия Божия», а в 5 тексте употребляет словосочетание «войти в Царствие Божие». То есть по принципу параллелизма, можно приравнять:
Сразу отметим, что слово, переведенное в Иоан.3:3, как “свыше” (в ориг. ἄνωθεν — áнотэн), может иметь и другие переводы, например, «сверху». При исследовании текста становится очевидным, что Иисус приравнивает рождение свыше с рождением от воды и Духа. Именно этим и объясняется связь рождения свыше с крещением в воде. Однако, нужно учесть, что Иисус, обращаясь к Никодиму, заявил, что тот, являясь религиозным учителем, должен был понять мысль Христа: “Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?” (Иоан.3.10). Получается, что по мнению Христа, Никодим, хорошо знавший Ветхозаветное Писание, должен был понять Его логику. А значит, Иисус базировал Свой призыв к Никодиму на тексте Ветхого Завета. Давайте найдем этот текст. О воде и Духе говорил пророк Иезекииль. Иез.36:25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. 26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. 27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. О чем тут речь? Пророк говорит о том, что Бог желает, чтобы в Его народе произошли неподдельные внутренние изменения. Вода в тексте имеет символическое значение – очищения от старой скверны. Затем Бог обещает народу помочь преобразовать своё естество, обновить сердце и характер, с помощью Духа Святого. А результатом будет то, что Израильтяне будут ходить (жить) охотно соблюдая Божьи заповеди. Кто-то может возразить, мол, фарисеи тщательно соблюдали закон Божий, а значит Иисус их не мог упрекать в неисполнении заповедей. Однако, это лишь поверхностное представление о религиозных приоритетах того времени. Можно вспомнить, как Иисус многократно обличал фарисеев в их лицемерии, и прямо им говорил, что они выборочно соблюдают Божий закон: ряд заповедей они соблюдают, а заповеди, касающиеся любви, справедливости и живых отношений с Богом, они игнорируют. Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее В ЗАКОНЕ: СУД, МИЛОСТЬ И ВЕРУ; сие надлежало делать, и того не оставлять. Поэтому воззвание Иисуса к фарисею Никодиму вполне логично, если понимать религиозный контекст жизни евреев того времени. Не случайно Иисус в Нагорной проповеди учил народ правильному соблюдению закона Божьего: не через формальный подход, а с учетом морально-этических принципов (Толкование Нагорной проповеди читайте по ссылке). То есть, говоря о рождении свыше, Иисус призывал Никодима к внутренним переменам (перерождению), пересмотреть свой взгляд на отношения к Богу и Его закону. Такое внутренне изменение в людях, пророк Иезекииль устами Господа назвал заключением нового “завета мира” между Богом и Израилем: «И заключу с ними ЗАВЕТ МИРА, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их…» (Иез.37:26, см. также Иез.34:25). Для многих христиан несвойственно видеть рядом новый завет с соблюдением заповедей. Есть конфессии, которые считают, что Ветхий завет уже читать и соблюдать не надо, ведь Иисус исполнил все заповеди, и теперь закон отменен. Однако, не только Иезекииль, говорил о новом завете, связанном с искренним соблюдением Божьего закона. Давайте посмотрим на пророчества Иеремии: Иер.31:31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды НОВЫЙ ЗАВЕТ, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: ВЛОЖУ ЗАКОН МОЙ во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Апостол Павел в послании к Евреям дважды цитирует это пророчество Иеремии, указывая на то, что оно исполнилось в заключении Нового завета через смерть Иисуса Христа (Евр.8:8-12, Евр.10:16,17). Как мы видим, и пророк Иезекииль, и Иремия, видели новый завет с Богом через добровольное и искреннее соблюдение Его заповедей. При этом, Иезекииль уточняет, что такая трансформация будет сопровождаться водой и Духом. Это мы и видим в крещении, которое проводили Иоанн Креститель и ученики Иисуса. В тексте четко написано, что люди крестились в воде с покаянием (см. Матф.3:11, Мар.1:4, Лук.3:3, Деян.13:24, 19:4), а значит с желанием переменить свою жизнь. Именно с такой целью они приходили к Иоанну и Иисусу и окунались в воду, символически оставляя там свою прошлую жизнь. И конечно, Дух Божий помогал им преобразовать характер. Это же учение продолжали апостолы после вознесения Иисуса: Деян.2:38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Обязательна ли вода для рождения свыше?Остается ответить на вопрос – обязательна ли вода для рождения свыше? Хотя в текстах Иоан.3:5 и Иез.36:25,27 вода, вместе с Духом, является причиной рождения свыше, нужно понимать, что сама по себе вода не даёт чуда, то есть физически не смывает грехи с человека. Вода – лишь символ чистоты. Крещение – это обряд, который запоминается человеку, как момент оставления прежней жизни. В этот момент верующий даёт обещание Богу новой совести. Об этом говорил апостол Петр: 1Пет.3:21 … крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести Это не означает, что человек тут же после крещения оставит все свои грехи. Например, я после крещения, ещё долго не мог избавиться от своих пристрастий. Но я старался, молился, и Бог действовал во мне Своим Духом. Так что спустя время, я почувствовал отвращение к тому, что ранее меня радовало, и по факту, являлось грехом. В целом, обращение возможно и без крещения в воде. Сама по себе вода не является обязательным условием покаяния, ведь вода всего лишь символ. Есть верующие, которых Дух Святой коснулся до обряда крещения, и они родились свыше до погружения в воду. Бог всесильный и не формалист, Он всегда действует индивидуально. Вспомните разбойника на кресте. Посмотрите, как описывает перерождение христиан апостол Павел в послании к Ефесянам Еф.5:25,26 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; Павел тут пишет, что Иисус освятил церковь, очистив не просто водой, а “баней водною посредством слова”. То есть апостол придерживается концепции водного очищения, но показывает, что вода — это всего лишь символ чистоты, поэтому “водная баня” может указывать на слова Божьи, которыми омыт человек. В другом месте Павел повторяет эту мысль, уже с упоминанием Святого Духа Тит.3:5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, БАНЕЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ.
Валерий Татаркин Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы) Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
|