Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: Конец закона Христос! Закон отменен? Рим. 10:4 Толкование. Комментарий Библии





     

Конец закона Христос! Закон Божий отменен?!

  • ВОПРОС ОТ АНДРЕЯ
    Вот Вы все пишите про важность закона. А как же слова апостола Павла? Вы теоретик. И при всем - некудышный. Павел же четко сказал, что время закона окончено – конец закона Христос! Куда еще конкретнее?

Сегодня мы разберем один очень спорный и интересный текст

Рим.10:4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Современный христианский мир условно разделен на два лагеря.

Одни христиане на основании этого стиха и некоторых других высказываний апостола Павла считают, что Божий закон отменен смертью Иисуса Христа на Голгофе. Мол, Иисус исполнил за нас закон, который мы люди не могли исполнить.

Второй лагерь христиан, по другому толкуют данное высказывание апостола Павла, а также видят в Новом завете массу текстов, где Божий закон превозносится.

В Библии мы отчетливо видим, как Иисус и Его апостолы цитируют Божий закон и заявляют о его ценности. Давайте вспомним.

Например, слова Иисуса:

Иоан.14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Матф. 7:23 Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие БЕЗЗАКОНИЕ.

Апостол Петр:

2 Пет. 2:9 Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а БЕЗЗАКОННИКОВ соблюдать ко дню суда, для наказания

Иаков брат Господа:

Иак.2:10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем

Апостол Иоанн:

1Иоан.5:3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.

1Иоан.2:4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;

И еще есть много подобных текстов в Новом Завете. Вроде, кажется, все понятно. Но нет. Апостол Павел как будто противостоит остальным авторам Библии.

Когда я начал изучать Писание, то постепенно понимал спорные выссказывания апостола Павла. Оказывается, чтобы правильно понять мысль апостола, надо четко понимать исторический и религиозный контекст. И конечно очень важно изучать то место из Ветхого завета, на которое ссылается Павел. Так для меня по другому открылись многие слова Павла, например, «один различает дни – для Господа различает» – тут речь о постах, так как вся глава посвящена питанию.

Но этот текст «конец закона Христос» очень долго для меня был загадкой. Я знал, что Павел не мог отменить закон, он просто не имел на это права. Неужели Иисус и все апостолы хвалят закон, а Павел его отменяет? Абсурд!

На каком основании? Павел, разве выше Господа Иисуса или остальных апостолов? Конечно, нет!

Но Павел никогда и не отменял закон. Я со временем разобрался в этом тексте. Давайте вместе посмотрим, что в Рим.10:4 хотел донести до читателей апостол.

Рим. 10:4 Конец закона Христос к праведности всякого верующего

Рим.10.1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

 

Так о чём в первых трех стихах говорит апостол Павел? Вспомним, что Павел был еврей. Он любил свой народ.

В предыдущей главе он говорил: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:3)

И здесь в 10 главе он говорит, что желает, чтобы Израиль обрел спасение. Внимание! Тут говорится об Изриальтянах (Иудеях), уверовавших в Иисуса. Изриальтяне, не признавшие в Иисусе Христа и Господа, не стали бы читать послание Павла.

То есть тут поднимается тема спасения христиан Израильтян. Далее сравнивается попытка спасения Израильтян – Иудеев ЗАКОНОМ и спасение ВЕРОЙ ВСЕХ, как Израильтян, так и обращенных Еллинов, то есть бывших язычников.

В тексте нет противопоставления ЗАКОНА и ВЕРЫ в ИИСУСА, как считают многие. Здесь сравниваются СПАСЕНИЕ Иудеев законом и СПАСЕНИЕ верой в Иисуса всех — Иудеев и Еллинов.

Вообще большая часть послания к Римлянам посвящена Израилю-Иудеям в сравнении их с Еллинами-язычниками в контексте закона и спасения.

Во 2-й главе Павел доказывал, что Иудей уже не Иудей, если он нарушает закон. И наоборот, язычник станет, как Иудей, если соблюдает закон

Рим. 2:26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? 27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? 29 ..[тот] Иудей, кто внутренно [таков]

В первые десятилетия в церкви были проблемы, связанные со вхождением в Божий народ язычников. Многие христиане Иудеи, себя считали выше по отношению к Богу, они, мол, родились Божьим народом и находятся под клятвою — под законом.

Но Павел во 2-й и 3-й главе послания к Римлянам развенчивает это мнение.

Рим.2:11 НЕТ ЛИЦЕПРИЯТИЯ у Бога. 12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

Рим.3:9 Итак, что же? имеем ли мы (Иудеи) преимущество? НИСКОЛЬКО. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10 как написано: нет праведного ни одного; 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

В 4-й главе послания к Римлянам Павел приводит в пример Авраама – наивысший авторитет для Иудеев. Апостол вспоминает историю из Писания, показывая, что Бог назвал Авраама праведным еще до выполнения заповеди обрезания, за то, что Авраам поверил — Богу, оставил семью и вышел из Ура Халдейского. То есть, живая вера – доверие Господу имеет приоритет над формальным выполнением заповедей закона.

В 5-й главе Римлянам, апостол переходит к Иисусу

Рим.5:1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа

Далее идет речь о спасении жертвой Иисуса и о законе. Давайте вернемся к 10 гл.

В первых трех текстах 10 главы послания Римлянам, мы прочитали о неверной праведности Иудеев и правильной праведности Божьей.

Павел пытается объяснить христианам Иудеям, что они на данный момент не правильно понимают праведность Божью, они неверно рассуждают.

Что такое праведность? Праведность это правильная жизнь, то есть жизнь по воле Божьей — жизнь, которую Бог одобряет.

На примере Авраама видно, что согласно воле Божьей, праведность заключается в живой вере — в доверии Богу. Евреи же считали, что для их праведности достаточно формального соблюдения заповедей – родился Иудеем, обрезался – половина спасенья, исполняешь закон – гарантировано спасен.

Павел констатирует, что Израильтяне усердно стараются быть праведными перед Богом, исполняя закон, но не только в этом воля Божья.

Иисус говорил о том же ранее:

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и ВЕРУ; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Когда пришел Христос - Сам Господь на землю, многие Евреи не придали этому большого внимания. Даже те, кто уверовал в Иисуса. По сути, они продолжали жить, как жили раньше. Хотя на землю приблизилось Царство Небесное. Теперь воля Божья заключается в том, что не мертвые буквы закона, а живой Господь Иисус Христос должен стать центром веры каждого человека. Вера в Иисуса это и есть праведность Божья в этом контексте.

Давайте еще раз прочитаем спорный текст:

Рим.10.3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, — (В ЧЕМ ОНА?) 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

К чему здесь подвел Павел?

Закон теперь отменен? Так тут написано?

Кстати, кто-нибудь помнит хоть один текст Нового Завета, где было бы прямо сказано: Закон отменен! Или, теперь уже не нужно исполнять закон! Таких текстов нет. Есть спорные слова апостола Павла, типа: “Конец закона Христос” или “Законом никто не оправдывается пред Богом”. При том, что апостол Петр предупреждал верующих, неправильно понимающих Павла, что они могут потерять спасение (см. 2Пет.3:16).

Важно знать, что слово τέλος, переведенное в Рим. 10:4 «конец», также можно перевести — «цель»

1Тим 1:5 Цель (τέλος) же увещания (приказание, повеление, заповедь, наставление) есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.

В 1Тим 1:5 мы видим похожую мысль - цель заповедей - любовь! При этом, Христос есть любовь!

Всё таки. Как нам перевести слово τέλος в Рим.10.4 – ЦЕЛЬ или КОНЕЦ в смысле завершение, то есть отмена?

Давайте прочитаем оба варианта.

1 вариант перевода. Конец закона Христос, где конец — это ОТМЕНА

Рим.10.3 (Иудеи в контексте спасения) … усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что ОТМЕНА закона — Христос, к праведности всякого верующего.

То есть Христос отменил закон, закон уничтожен, и поэтому теперь каждый верующий праведен, ведь нечего уже нарушать? Грешите все и всё равно будете праведны и спасены?!

В тексте как бы сравнивается собственная праведность Иудеев и праведность Божья”. В этом варианте перевода собственная праведность” Иудеев это соблюдение закона, а праведность Божья” заключена в отмене закона. Так?

Но такое толкование извращает Писание, ведь оно ПОЛНОСТЬЮ противоречит словам Иисуса и апостолов, рассмотренным и выше. И что важно, такое толкование ПРОТИВОРЕЧИТ словам самого апостола Павла, сказанным ранее в этом же послании Римлянам:

Рим.3:31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Также вспомним, что Павел говорил:

Рим.7:12 закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. 16 …соглашаюсь с законом, что он добр … 22 нахожу удовольствие в законе Божием.

Вспомним, Когда Павел возвращается в Иерусалим из третьего Миссионерского путешествия, в Деяниях 21 главе, его встречают все пресвитеры Иерусалима и говорят, что христиане Иерусалима “все … ревнители закона”. Но о Павле ходят слухи, что он учит “отступлению от Моисея”. Пришлось Павлу доказывать, что это не так.

Потом в 28 главе Деяний Павла привозят в узах в Рим. Но разрешают общение.

Деян.28:17 …Павел созвал знатнейших из Иудеев (тут речь об Иудеях, еще не уверовавших в Христа, что видно далее по тексту) и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа ИЛИ ОТЕЧЕСКИХ ОБЫЧАЕВ.

Неужели Павел им цинично врет? Конечно, нет. Павел и не думал отменять закон.

Поэтому давайте рассмотрим Второй вариант перевода Рим. 10:4

2 вариант перевода. Конец закона Христос, где конец — ЭТО ЦЕЛЬ

Рим.10.3 (Иудеи) … усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что ЦЕЛЬ закона — Христос, к праведности всякого верующего.

В этом варианте собственная праведность” Иудеев это спасение законом, а праведность Божья” в спасении всех верующих Иудеев и язычников — через веру в жертву Христа, который и является целью всего закона.

Какой перевод логичней и соответствует всем восхвалениям закона Иисусом и апостолами в других текстах Нового завета, которые мы рассмотрели в начале?

Конечно Второй. Так переводят текст многие богословы.

Институт перевода Библии

Рим 10:4: «Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него.»

Восточный перевод

Рим 10:4: «Масих – конец (конечная цель) Закона, и отныне каждый верующий получает праведность.»

Перевод Журомского

Рим 10:4: «назначение же закона — Христос, к праведности каждому верующему.»

Еврейский перевод – Мессианских евреев (уверовавших в Христа), носителей истории и традиций иудаизма

Рим 10:4: «Так как цель, на которую указывает Тора, — это Мессия, предлагающий праведность всякому, кто доверяет Богу.»

Закон детоводитель ко Христу

Второе толкование согласуется с похожим текстом из послания к Галатам. Вообще послания Галатам и Римлянам очень похожи. И там и там расставляются приоритеты между спасением по закону и по вере.

Гал.3.24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою.

Здесь та же мысль: закон подвел ко Христу — цель закона Христос.

Детоводитель – это гувернёр. Задачей гувернёра было научить подростка всему важному в жизни. Гувернёр имел много власти над чадом, пока тот не становился взрослым. Но когда человек вырос, то он уже был не под властью гувернёра.

Гал.3:25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.

Но значит ли это, что взрослый человек должен был забыть всё, чему его учил гувернёр? Конечно, нет, он должен был все полученные знания применять в жизни. Значит ли это то, что гувернёра можно было убить? Конечно, нет. Мудрые люди, даже став взрослыми, уважали своих учителей. Естественно, повзрослев, они были уже не под их властью, но продолжали относиться к учителям с почтением.

Детоводитель — гувернёр это закон. Закон – имел своей целью Христа! Закон подвел нас к живому Господу — Христу. Ведь в законе предсказывался Христос. Иисус пронизывал весь закон, как символ всех обрядов в храме и как духовный автор всего учения закона о морали и нравственности, правильного поведения.

Раньше центром жизни верующего был закон, указывающий на Божий характер, теперь центр – это вера в сошедшего на землю Господа Иисуса Христа!

Закону не конец — у закона остаются задачи

Закон все еще нужен, хоть и не централен. Центр жизни верующего теперь – это Христос. Именно жертвенной смертью Христа мы спасаемся. А у закона другая задача – показать на грех.

Об этом Павел дважды говорит в этом же послании к Римлянам:

Рим.3:20 законом познается грех.

Рим.7:7 я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Павел цитирует Исх.20:17)

Законом мы не спасаемся. Закон не может оживить, а Христос может!

Гал.3:21 Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона

Христос - это Слово. Иисус Законодатель!

Чтобы еще больше укрепиться в нашем выводе прочитаем 10 главу чуть подальше, ведь мысль Павла не заканчивается на 4 тексте.

Вспомним, что в 3 тексте рассматривается две праведности

Рим.10.3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией

То есть, сравниваются собственная праведность Иудеев и праведность Божья. Далее Павел их подробнее рассматривает.

Рим.10.5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. (Здесь цитируется Лев. 18:5 Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь.)

Рим.10:6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

Здесь цитата из Писания. Прочитаем оригинал, который тут вспоминает Павел:

Втор.30:11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; 12 она не на небе, чтобы можно [было] говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» (Заповедь уже принесена) 13 и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услы-шать ее, и мы исполнили бы ее?» (Заповедь уже принесена) 14 но весьма близко к тебе СЛОВО сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его

Посмотрите внимательно. Павел вместо закона в текст ставит Иисуса. И это не случайно, ведь, Иисус, являясь Господом, Сам дал закон – Он и есть Законодатель.

Рим.10:6 А праведность от веры (праведность Божья) так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. (не надо на небо, Христос уже сошел) 7 Или кто сойдет в бездну? (это аналогия моря) то есть Христа из мертвых возвести. (не надо в бездну, Христос уже воскрес) 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе СЛОВО, в устах твоих и в сердце твоем, то есть СЛОВО ВЕРЫ, которое проповедуем.

Рим.10:9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Итак, Павел заменяет «закон» в тексте Писания «Иисусом». Он говорит, что «СЛОВО», которое близко — это и есть «СЛОВО ВЕРЫ» в Иисуса, которые христиане проповедуют. Вспомните, что Иоанн прямо говорил, что Слово это и есть Иисус: «Слово было Бог… Слово стало плотью» (Ин.1:1,14)… Павел здесь подводит к такому же выводу – Закон и Слово это фактически и есть Иисус. Далее читаем.

Рим.10:11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. (Цитата Ис. 28:16) 12 Здесь нет РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ Иудеем и Еллином (опять Павел говорит, что они равны, и через веру в Иисуса спасются те и другие), потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне (Иисуса), спасется.

Итак, Павел утверждает, что спасение собственной праведностью Иудеев, то есть праведностью от закона, меньше Богу угодна, чем жизнь и спасение праведностью от веры. Тем более, когда идет речь о вере в Иисуса, как Господа и Спасителя.

И Иудей и Еллин, то есть бывший язычник перед Богом равны, и те и другие, будут спасены, если поверят, что Иисус — Господь, что Бог воскресил Его из мертвых, и если призовут Господа Иисуса, то есть поставят Христа на первое место в своей жизни.

Сделаем вывод. Что больше: Закон или Законодатель? Конечно Законодатель, ведь Он и дал закон и этот закон отражает Его характер! Поэтому Павел указывает на приоритет живой веры в Иисуса! Общение с Законодателем полезнее и легче, чем формальное скрупулезное исполнения данного Им закона.

Как легче спастись, стараясь через силу соблюдать закон? Или живя каждый день с Господом, исполняя закон из любви к Богу? Если человек полюбит Иисуса, будет вникать в Его учения, следовать Его советам, то соблюдение заповедей Христа ему будет в радость, а не в тягость. Здесь важны приоритеты.

Приведу пример:

Жена по требованию мужа каждый день вставала утром в 7.30, чтобы приготовить ему завтрак. И это её очень утомляло. Муж умер. Женщина спустя время второй раз вышла замуж, и сильно полюбила нового мужа. Спустя время она поймала себя на том, что без принуждения, сама встает каждый день не в 7.30, а в 7 утра, чтобы приготовить любимому завтрак. И при этом, это ей не докучает, а наоборот ей нравится делать приятное своему возлюбленному.

Давайте и мы правильно расставим приоритеты. На первое место поставим Иисуса Христа – Господа, спустившегося на Землю, и явившего людям любящий жертвенный характер Божий. Взирая на жертву Христа, мы из благодарности и любви будем такими, какими Он хотел бы нас видеть. А каким Бог нас хочет видеть? Какова о нас воля Божья?

1Фесс.4:3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, ... 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противоЗАКОННО.

Воля Божья относительно человека подробно изложена в Его законе. С помощью заповедей, мы можем увидеть свой грех, чтобы с Божьей помощью избавляться от него.

Будем теми, о ком сказано в последней книги Библии Откровение:

Откр.14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.

Как видите, в этом тексте не противостоят, а соединены воедино вера в Иисуса и Божьи заповеди.

 

Также читайте материалы: «Первоапостольская церковь. Какие традиции были в первой церкви и из кого она состояла?»; «Церковь столп и утверждение истины»; Церковь - Тело Иисуса Христа?; «История христианской церкви. Отступление от Библии».


Валерий Татаркин



Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

 
      Теги: Конец закона Христос! Закон отменен?! Рим. 10:4 Толкование. Комментарий Священного Писания