Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
о злых виноградарях Матф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о злых виноградарях Матф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16. Толкование





     

Притча о злых виноградарях. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о злых виноградарях Матф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16

Данная притча приводится Евангелистами Матфеем, Лукой и Марком. Разберем её в Евангелие от Матфея, так как в тексте этого Евангелия чётко обозначена связь данной притчи с предыдущей о двух сынах, что облегчит общее видение картины.

Матф.21:33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Сначала определим адресата: это первосвященники, книжники и старейшины народа

Матф.21:23 … приступили к Нему первосвященники и старейшины народа … 24 Иисус сказал им … 28 А как вам кажется? (см. также Мар.11:27; Лук.20:1)

Смотрим выше и ниже, исследуем контекст: выше расположена притча Иисуса о двух сыновьях, адресованная первосвященникам и старейшинам (Матф.21:28-32). А за ней следом сразу идёт разбираемая нами притча, связанная напрямую с предыдущей, что ясно из текста: «Выслушайте другую притчу» (Матф.21:33). Ниже – обращение Иисуса всё к тем же первосвященникам и старейшинам, так как общение Христа с ними в тексте не прерывалось. Он говорит им об отверженном краеугольном камне и о том, что от них отнимается Царство Божие (Матф.21:42-44). За этим обращением, далее Иисус говорит следующую притчу о брачном пире.

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Ниже нет истолкования – кто есть кто и что есть что в этой притче, а есть обращение к фарисеям и первосвященникам, очень похожее на вывод из притчи. Внутри притчи не видно сравнения «если малое верно, то большее тем более верно». Зато выше — в предыдущей притче и разговоре с духовными учителями явно обозначена тема их противостояния с Иисусом.

Матф.21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? 24 Иисус сказал им в ответ

Перед этим описано, как Иисус прогнал всех продающих из храма и явил очередные чудеса – исцелил находящихся там слепых и хромых.

Матф.21:14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, … вознегодовали.

Когда Иисус вновь пришел в храм, духовные лидеры Израиля, прямо спросили у Него о том, кокой властью Он всё это делает? Вместо ответа, Иисус задал встречный вопрос на счёт Иоанна Крестителя: откуда было его крещение – с небес, или то была его личная инициатива (Матф.21:25)? Духовенство не смогло ответить Иисусу. Ведь если бы они согласились, что Иоанн посланник от Бога, тогда им пришлось бы признать, что и Иисус действует от Бога, так как Иоанн указал на Христа как на Сына Божьего (Иоан.1:34). А если бы они сочли Иоанна самозванцем, то вызвали бы тем народное возмущение, так как большинство Израильтян считало Иоанна пророком Божьим (Матф.21:26). И только после того, как начальство вместо ответа на вопрос промолчало, тогда Иисус и произносит притчи, которые призваны иллюстрировать поднятую тему – о духовном состоянии фарисеев с первосвященниками и о власти Иисуса.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему низкой духовности лидеров Израиля.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о злых виноградарях в Матф. 21:33-41

В притче о двух сыновьях (Матф.21:28-32) Иисус иллюстрирует духовное состояние религиозных лидеров Израиля, не принявших Иоанна Крестителя, сравнивая их с простыми людьми, которые Иоанна признали за Божьего пророка, и покаялись.

А в притче о злых виноградарях, Иисус продолжает обличать духовных вождей, заодно указывая им на Себя, отвечая на их вопрос о том, какой властью Он творит чудеса (Матф.21:23).

Хозяин некоего дома насадил виноградник, огородил его, снабдил системой полива (водонапорная башня), соорудил устройство отжима сока (точило). И оставив готовый к функционированию виноградник в управлении нанятых виноградарей, уехал.

Разумеется, хозяин планировал собирать плоды с сада для своей семьи. Однако, нанятые виноградари посчитали виноградник своей собственностью и не захотели отдавать его урожай истинному владельцу. Поэтому, когда хозяин посылал своих слуг, они били и выгоняли их, и даже убивали.

Владелец решил понадеяться на совесть и страх виноградарей, и послал своего сына за урожаем. Ведь одно дело побить и убить слуг, другое – поднять руку на высокородного человека, что явно не прошло бы безнаказанным.

Однако виноградари, не устыдившись и не испугавшись, убили и сына хозяина, понадеявшись, что могут завладеть виноградником, устранив истинного наследника.

После этой истории, Иисус задает вопрос духовникам, мол, что заслужили нанятые виноградари? Ответ Христом был получен логичный: «Злодеев казнить, а виноградник отдать другим виноградарям» (Матф.21:41).

Некоторые исследователи считают, что на этом притча закончилась. Но это не совсем так. Далее за ней идет вывод и обращение к фарисеям и священникам, которым и была адресована данная притча:

Матф.21:42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

Что это за камень? Почему отнимется у фарисеев Царство Божие? Хоть мы имеем дело с притчей-иллюстрацией, но она в конце имеет вывод с частичным истолкованием, чтобы у адресатов не осталось сомнений, что именно к ним обращена притча.

Хоть мы имеем дело с притчей иллюстрацией, но она в конце имеет вывод с частичным истолкованием, чтобы у адресатов не осталось сомнений, что именно к ним обращена притча.

В притче говорится об отвергнутом хозяйском сыне. Иисус же сравнивает этого сына с камнем, отвергнутым строителями, цитируя Псалом 117.

Пс.117:22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это — от Господа, и есть дивно в очах наших.

В Псалме речь идёт о Божьем избраннике, которого враги окружили, притесняли, но Господь встал на его защиту и явил Своё чудо избавления.

Иллюстрация с камнем понятна тем, кто разбирается в строительстве. В то время фундаментов в нашем сегодняшнем понимании — свайных и бурозаливных, не было. Перед строительством дома вымерялась площадка, проводились геодезические изыскания, утрамбовывался грунт, и на самое важное, ответственное место устанавливался первый краеугольный камень. Он должен был принять на себя основную нагрузку и от его формы зависели другие камни и в целом размер здания. Поэтому к выбору краеугольного камня подходили с большой тщательностью. В настоящее время понятие «краеугольный камень» приобрело нарицательное значение, им обозначают начало, основу или суть чего-либо.

Иисус явно относит образ краеугольного камня из Псалма 117 к Себе. Он – начало, основа и суть – явился на Землю, но был отвержен. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1:11)

Его, Иисуса, отвергли духовные лидеры Израиля, как хороший краеугольный камень отвергли неграмотные строители, и как сына хозяина виноградника в притче убили злые виноградари. Но благодаря Богу, этот камень всё же стал Главою.

И тут же Иисус произносит приговор-пророчество о духовенстве Своего народа. За то, что те (символически) отвергли хороший камень, то есть убили сына хозяина виноградника, от них «отнимется … Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды» (Матф.21:43).

Обратите внимание на последнюю фразу «дано будет народу, приносящему плоды». Она как раз доказывает, что данную речь Иисус говорит, как продолжение к притче. Злые виноградари удерживали у себя плоды, а новые будут отдавать хозяину приносимые виноградником «плоды».

Царство Божие в этом контексте не столько вечность, сколько Божья Нива — земля, где вырастают Господние плоды. В Библии Израиль и ранее назывался виноградником Божьим (Иер.12:10, Ис.5:7). Более того, Иисус историю для этой притчи берет из книги пророка Исаии 5:1-6, где Господь, сравнивая Израиль со Своим виноградником, сожалеет, что он не принёс плодов. Только в данной притче, Иисус чуть изменяет историю, говоря, что виноградник даёт плоды, но виноградари их не отдают хозяину.

В конце мы видим, что притчу Иисуса о виноградарях, как и предыдущую о двух сыновьях, религиозные вожди Израиля поняли правильно, отнеся к себе.

Матф.21:45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит (см. также Мк.12:12; Лук.20:19)

Но вместо того, чтобы раскаяться, они хотели заставить замолчать Христа, и сделали бы это, но боялись народа, который в большинстве своем воспринимал Иисуса за пророка.

Матф.21:46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

В этой притче нет четких прообразов, а лишь важна иллюстрация Христа, которую помогают нарисовать герои притчи. Бога здесь сложно полностью отождествить с хозяином сада. Ведь Господь не оставил без присмотра и контроля Свой «виноградник» (Израиль) священству и левитам, а постоянно следил за всем происходящим в Его народе. И слуги лишь отчасти иллюстрируют пророков, которых Бог посылал к Своему народу, и которых, правда, побивали и убивали вожди Израиля. Задача у пророков была не «забирать урожай», а обличать народ в уклонении от Закона Божьего. Так и сын хозяина виноградника лишь отчасти иллюстрирует Иисуса Христа. С одной стороны, у Иисуса перед притчей фарисеи спрашивали о том какой силой Он творит чудеса. Отождествляя Себя с сыном хозяина виноградника, Христос как-бы указывает на Себя, как на Сына Божьего, ведь как мы помним, Иисус практически пересказал историю из 5 главы книги Исаии, где владельцем виноградника был Сам Бог. С другой стороны, Бог, в отличии от отца (хозяина виноградника) из притчи, не рассчитывал, что Его Сына виноградари (духовенство) отпустят с плодами, а знал, что Христа на Земле ждёт смерть на Голгофе.

Напомним, в притчах Христа не обязательно у всех героев должны быть четкие прообразы (прототипы). Их может не быть совсем, как в притчах о неправедном судье и ленивом друге. Живые и неживые герои в этих случаях помогают иллюстрировать определенную мысль (учение), которую хочет донести до слушателей Иисус.

Выводы из притчи о злых виноградарях. Духовные лидеры Израиля не справились со своей задачей. Вместо отведенной им роли слуг Бога, они возомнили себя хозяевами над Божьей Нивой. Вместо того, чтобы учить Израиль воле Божьей, они навязывали народу свою волю. Иисус предупреждает, что за это, Господь отнимет у них доверенную работу. И в последствие передаст духовное лидерство новым религиозным вождям – последователям Иисуса Христа — апостолам и их ученикам. И конечно, аналогичная ситуация может сложиться сегодня в любой христианской конфессии или церкви. Религиозные руководители могут злоупотребить своей властью, и забыть в чём заключается истинное их служение, угодное Богу, за что со временем придётся ответить перед Господом.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о злых виноградарях Матф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16. Комменатрий, БИБЛИЯ