Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о потерянной овце Лук.15:3-7. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о потерянной овце Лук.15:3-7. Толкование





     

Притча о потерянной овце. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о потерянной овце Лук.15:3-7

Лук.15:3 Но Он сказал им следующую притчу: 4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? 5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью 6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. 7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Сначала определим адресата, то есть тех, к кому была обращена данная притча: это фарисеи и книжники

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали … 3 Но Он (Иисус) сказал им следующую притчу

Читаем вокруг и определяем контекст. Он понятен, если читать 15 главу с самого начала: духовные лидеры Израиля упрекнули Иисуса в том, что Он общается с презираемыми обществом мытарями и грешниками.

Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Стоит остановится на фразах «ест с ними» и «ест и пьет» (Мар.2:16). Когда мы слышим слово «пьет», у нас сразу встает ассоциация с пьяным застольем. Но в то время фраза «ест и пьет» лишь говорила о принятии пищи – еды и питья (Лук.7:33,34; 10:7; 17:8; Матф.9:11; 11:18,19; Еккл.3:13, 5:17; Руф.3:3; 2Цар.11:11; 3Цар.13:8; Втор.2:6; Пр.23:7; Иез.12:18), соответственно о близком общении, включающем в себя совместную трапезу. Дело в том, что правоверные евреи сторонились грешников, боялись оскверниться от них, поэтому не ходили к ним в гости и не пускали их в свой дом, и уж тем более не садились с ними есть за один стол. Под грешниками понимали тех, кто, по мнению религиозных вождей, нарушал заповеди Божьи и традиции иудаизма. А мытарями в то время называли евреев сборщиков налогов, взымавших со своего народа пошлины в пользу Римской империи, которая поработила Израиль. Мытарей считали тоже грешниками и также сторонились их. Но Иисус неоднократно разрушал этот стереотип, тесно общаясь и кушая вместе с грешниками и мытарями. Он говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лук.5:31).

Итак, в ответ на данный укор, Иисус говорит серию притч: о потерянной овце, потом о драхме, и о блудном сыне, в которых сравнивает отношения к оступившимся, грешным людям со стороны Бога и со стороны духовных лидеров Израиля. В этом сравнении, Иисус явно упрекает религиозных деятелей в отсутствии у них сострадания, милосердия, человеколюбия и прощения.

То есть, контекст притчи о потерянной овце, – это конфронтация Иисуса с фарисеями и книжниками на предмет ложной и истинной праведности, в рамках которой он говорит серию притч.

Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи о потерянной овце: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим, есть ли под притчей истолкование. Истолкования притчи Иисус Сам не дает. Поищем в этой притчи сравнение: если малое верно, то большее, тем более верно, — его нет. Посмотрим выше заявленную тему. А вот тема выше заявлена. Как было отмечено ранее, начиная с 15 главы Евангелия от Луки, Христос вступает в конфронтацию с фарисеями и книжниками. И в ответ на их упрек, что Он общается с мытарями и грешниками, Иисус отвечает им серией притч.

То есть данная притча о потерянной овце – это ИЛЮСТРАЦИЯ на тему отношения к грешным людям со стороны Бога и духовных лидеров.

Притча иллюстрирует отношение Бога к грешным людям.

Итак, приcтупим к непосредственному толкованию притчи о потерянной овце Лук.15:3-7

Начинается притча о потерянной овце с того, что овец было много — 100 особей. Это довольно большая отара. То есть хозяин был не бедный. С точки зрения бизнеса, потеря одной овцы из ста, не сильно ударяет по финансовому состоянию предпринимателя. Одна овца из ста – это на уровне погрешности. Ведь всегда, кто-то из овец может заболеть и умереть, кого-то может украсть волк. Зато отара может пополниться новой, родившейся овечкой. Такие события случаются постоянно.

Но Иисус акцентирует внимание на том, что рачительный хозяин-пастух знает всех своих овец. Не случайно служителей Бога называют пастырями (пастухами). Настоящий добрый пастух охраняет всех овечек, и заботиться о каждой. В те времена отара шла за пастухом, зная его голос. Не нужно путать с современными отарами, которых пастухи зачастую гонят палками и травят собаками.

Вспомните Псалом 22, где Давид пастырем называет Самого Господа по отношению к людям – Его пастве. Он ведет Своих овец к злачным (богатым) пажитям, ищет водопой со спокойной водой (не бурные реки), выбирает хорошую дорогу и охраняет. Образ доброго пастыря остался и в Новозаветное время. Первые христиане часто рисовали Иисуса в виде молодого доброго пастуха.

Итак, одна овца потерялась. Пастух оставляет 99 овец в пустыне и идет искать одну потерявшуюся. Тут речь не идёт о том, что остальные 99 оказались брошенными. Нет, пастырь их тоже любит. И если бы пропала какая-то из них, то он также отправился бы спасать ту, которая попала в беду. Суть в том, что для пастыря дорога всякая овечка. И он старается спасти абсолютно каждую.

Мы не знаем, долго ли пастух искал пропажу. Но назад он принес её на плечах. Это указывает на два момента: 1) овца могла истощиться и устать от долгих блужданий, 2) пастух искренно любит пропавшую овечку и заботится о ней с самопожертвованием, ведь овца может весить до 50 кг, то есть её очень тяжело нести.

Далее в притче Иисус рассказывает, что пастырь приходит домой и созывает друзей и соседей. Слово «созывает» указывает на пир, который устроил хозяин овцы в честь её возвращения. Пастух мог бы просто пройтись по соседям, рассказать им о находке, не приглашая их. Но пастырь созывает «друзей и соседей», устраивает им званный обед, чтобы они порадовались вместе с ним. То есть, для хозяина возвращение овцы это настоящий праздник. Это событие так волнительно для него, что он просто не может не поделиться этой радостью с близкими ему людьми. Причем, пастырь явно тратит деньги на застолье, и не исключено, что эти затраты выше, чем рыночная стоимость самой найденной овцы. Но это не беспокоит хозяина, ведь для него потерянная овца – это личность, он искренно любит её, и очень радуется тому, что она вернулась к нему.

Эта притча иллюстрирует возвращение к Богу «потерянного» человека. Причем, Творец Сам активно его ищет, прикладывая к этому массу усилий. Под «потерянным» подразумевается грешный, оступившийся человек, который по глупости или неопытности потерялся, упустив Бога из виду. Христос Сам поясняет, что возвращенная потерянная овца иллюстрирует раскаявшегося грешника. О каждом раскаявшемся грешнике искренно радуются на Небесах.

Лук.16:7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Под «праведниками» можно понимать «добропорядочных» верующих, за которых Бог и так спокоен. Обратите внимание, здесь употреблена цифра 99, совпадающая с теми овцами, которые не потерялись. В этом случае, этих 99 праведников, можно уподобить старшему брату из притчи о блудном сыне, который всегда находился при отце, и котрому Бог (отец) сказал: «Ты всегда со мною, и все мое твое» (Лук.15:31). 99 овец рядом с пастухом и им хорошо вместе. Но когда одна овечка из отары потерялась, то на неё всё внимание пастуха!

ВЫВОД из притчи о потерянной овце: Иисус не случайно говорит серию притч, посвященных Божьей любви (Лук.15:3-32): о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Каждая из этих притч описывает конкретную ситуацию. В притче о потерянной овце – она сама потерялась по своей самонадеянности, неопытности, глупости. При этом овца осознавала, что она потерялась и явно хотела вернуться. Овечка иллюстрирует человека, который знал Бога, но отошел от Него, увлеченный соблазнами мира. Господь любит его, и пытается вернуть, прилагая усилия.

 

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о потерянной овечке. Комментарий, БИБЛИЯ