Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о потерянной драхме Лук.15:8-10. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о потерянной драхме Лук.15:8-10. Толкование





     

Притча о потерянной драхме. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о потерянной драхме Лук.15:8-10

Лук.16:3 Но Он сказал им следующую притчу: 8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. 10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Сначала определим адресата притчи, то есть тех, к кому она была обращена: это фарисеи и книжники

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали … 3 Но Он (Христос) сказал им следующую притчу

Читаем вокруг и определяем контекст повествования: эта притча входит в блок притч о потерянных овце, драхме и блудном сыне. В начале 15 главы Евангелия от Луки духовная знать Израиля упрекнула Иисуса в том, что Он общается с призираемыми обществом грешниками и мытарями.

Лук.15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Напомним, фразы «ест с ними», «ест и пьет» в то время говорили о тесном общении. Дело в том, что правоверные евреи не ходили в гости к грешникам, не пускали их в свой дом, и уж конечно не садились с ними кушать за один стол.

После того, как религиозные лидеры обвинили Иисуса в общении с мытарями и грешниками, в ответ на этот упрёк, Иисус говорит им серию притч: о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, в которых демонстрирует заботливое отношение к оступившимся грешным людям со стороны Бога. Иисус явно упрекает религиозных лидеров Израиля в отсутствии у них Божьего сострадания, человеколюбия, прощения и милосердия.

То есть, контекст притчи о потерянной драхме, – это конфронтация Христа с фарисеями и книжниками на предмет истинной и ложной праведности, где Иисус противопоставляет любовь к грешникам со стороны Господа, пренебрежению к оступившимся людям со стороны религиозных деятелей Израиля.

Теперь давайте попытаемся определить Типологию притчи о потерянной драхме: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Взглянем, есть ли под притчей истолкование: истолкования этой притчи Христос Сам не даёт. Посмотрим в данной притче сравнение: если малое верно, то большее, тем более верно, — его нет. Поищем выше заявленную тему. А вот тема над притчей заявлена. Как мы уже разобрали, начиная с 15 главы Евангелия от Луки, Христос вступает в конфронтацию с фарисеями и книжниками, и отвечает на их упрек в Его адрес по поводу общения с грешниками и мытарями, серией притч о потерянной овце, драхме и блудном сыне.

То есть данная притча о потерянной драхме – это ИЛЮСТРАЦИЯ на тему Божьей любви к грешным людям и недостатке такой любви у духовенства Израиля.

Эта притча иллюстрирует отношение Господа к грешным людям.

Итак, притупим к непосредственному толкованию притчи о потерянной драхме Лук.15:8-10

Начинается притча о потерянной драхме с того, что объявляется их количество у женщины: 10 драхм. Драхма — это греческая серебряная монета, равная четверти сикля. По закону Божьему, каждый иудей, с 20 лет, ежегодно должен вносить налог на храм в размере полсикля (Исх.30:11–16), то есть в две драхмы. Монета в две драхмы называлась дидрахма (Матф.17:24). Это не слишком большая сумма. Драхма по достоинству была чуть больше динария, а динарий составлял ежедневную оплату римского воина. Для примерной оценки её ценности, можно предположить, что драхма, в то время, составляла средний двухдневный оклад. Женщина в притче потеряла одну из десяти драхм. С точки зрения хозяйства это ощутимая потеря, но далеко не критическая. Если бы хозяйка не стала искать данную монету, то ничего сильно бы не изменилось, семейный бюджет бы не рухнул, ведь покупательская способность у драхмы не сильно большая. Но, тем не менее, драхма это далеко не ноль, и имеет финансовую ценность, ведь чтобы её получить нужно два дня работать.

Иисус акцентирует внимание, что рачительная хозяйка бросается на поиск потерянной драхмы. Причем, женщина ищет долго и тщательно, пока наконец не находит пропажу. Чтобы представить эту картину, желательно понимать, как выглядел дом обычных людей того времени. Тогда не было досчатого пола, и тем более, покрытого линолеумом или плиткой. Полового покрытия, как такового, в простых домах тёплых стран той эпохи вообще не было. Люди ходили непосредственно по земле. Соответственно, монету было непросто найти в земляной пыли. Но женщина не останавливает поиски, покуда не находит потерянную драхму. Христос делает упор на том, что так поступает большинство хозяек, – делают со своей стороны всё возможное, чтобы найти пропавшие деньги. А когда находят, они радуются, и даже делятся радостью со своими близкими.

Объясняется радость тем, что после потери монеты, были шансы, что она уже не найдется. Поэтому находка драхмы сильно обрадовала женщину. Сначала у неё была монета, она считала её своей. Потом эта драхма пропала, хозяйка её искала, но в душе она уже осознала, что возможно потеряла деньги навсегда. И вот она находит монету, и смотрит на неё с одной стороны, как на возвращение своей собственности, а с другой стороны, как на абсолютно новый свой доход, ведь она могла и не отыскать потерянные деньги.

Иисус акцентирует внимание на искренней радости женщины, уточняя, что она созвала подруг и соседок. Когда мы искренно счастливы, то не можем держать в себе это чувство и хотим им поделиться. Так сделала и героиня притчи о потерянной драхме. Она зовёт гостей. Причем, приглашение друзей и знакомых скорее всего было сопряжено с их угощением, то есть затратами на продукты. И не исключено, что на праздничный стол она могла потратить ту же самую драхму. Но женщина уже не высчитывает прямой доход, ведь этой драхмы у неё могло и не быть совсем, если бы она её не нашла. Когда человек счастлив, он уже не так рационален, но больше руководим чувствами.

Далее, Иисус прямо указывает, кого и что эта притча иллюстрирует.

Лук.15:10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Грешник иллюстрируется потерянной драхмой. Кающийся грешник – это нашедшаяся драхма. Хозяйка указывает на Господа. Бог со своими Ангелами искренно радуется всякий раз, когда кается грешник.

Иисус, этой серией притч, упрекает фарисеев и книжников, которые считали себя служителями Божьими, в том, что они поступают диаметрально противоположно характеру Творца. Религиозные вожди Израиля, будучи уверенными, что являются представителями Бога на земле, на самом деле поступают далеко не так, как истинные служители Господа. Ангелы Божьи искренно радуются кающимся грешникам, а фарисеи и книжники презирают их, пренебрегают ими, сами с ними не общаются и другим не дают.

Покаяние является первым и главным шагом в сторону Бога. Поэтому, Иоанн Креститель, Иисус и Его апостолы призывали людей покаяться:

Матф.3:2 и говорит (Иоанн Креститель): покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Матф.4:17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Деян.3:12 Петр сказал народу: … 19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.

ВЫВОД: Притча о потерянной драхме иллюстрирует радость Бога, когда к Нему возвращается тот, кто был «потерян», то есть когда кается грешник. Причем, Бог Сам активно его ищет, прикладывает к этому все возможные усилия. Под «потерянным» подразумевается оступившийся человек, который впал в грех и отступил от Создателя. Но Господь искренно желает его покаяния и возвращения. Иисус не случайно говорит серию притч о Божьей любви – сначала о потерянной овце, следом о потерянной драхме, а затем о блудном сыне. Каждая из данных притч описывает конкретную ситуацию. Драхма не понимала, что она потерялась. Монета символизирует людей, которые, впав в грехи, отходят от Бога, порой даже не замечая этого. И только каясь, они осознают, что в период потворства греху, потеряли общение с любящим Творцом, который всё это время пытался их вернуть.

 

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о потерянной драхме. Комментарий, БИБЛИЯ