Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о неплодной смоковнице в винограднике Лк. 13:6-9. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о бесплодной смоковнице в винограднике Лк. 13:6-9. Толкование





     

Притча о неплодной смоковнице в винограднике. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о бесплодной смоковнице в винограднике Лк. 13:6-9

Лук.13:6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? 8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.

Сначала определим адресата: Иисус обращается к народу Израильскому:

«Сказал же и народу: … В это время пришли некоторые … Иисус сказал им» (Лук.12:54; 13:1,2)

Смотрим выше, ниже определяем общий контекст: выше видим общение Иисуса с людьми о трагических событиях, произошедших с некоторыми Израильтянами (Лук.13:1-5), ниже — история об исцелении в синагоге скрюченной женщины (Лук.13:10-17).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Посмотрим в этой притчи сравнение: «если малое верно, то большее, тем более верно» — его не нет. Посмотрим ниже, есть ли истолкование, его тоже нет. Посмотрим выше тематику: перед притчей Иисус говорит народу о покаянии и погибели.

Лук.13:5 если не покаетесь, все так же погибнете.

Делаем вывод: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему покаяния и его связи с погибелью.

Перейдем непосредственно к анализу притчи о неплодной смоковнице в винограднике Лк. 13:6-9

Понимая, что мы имеем дело с притчей-илюстрацией, нужно изучить поднятую перед ней тему.

Лук.13:1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. 2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Мы видим, что во время разговора с народом, к Иисусу подошли несколько человек и рассказали Ему о трагедии, произошедшей в Иерусалиме. По их словам, римский прокуратор Пилат в храме устроил побоище, в котором пострадали люди, видимо быв убиты. Из контекста не понятно о каком именно событии идёт речь. Возможно римская власть усмиряла какое-то народное возмущение, или пресекала сговор, который по её мнению, составляли Израильтяне против Рима, собравшись в храме под видом верующих, пришедших на жертвоприношение. Ясно одно, солдаты покалечили или убили несколько Иудеев из Галилеи.

На это Христос спросил: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?» (Лук.13:2). И тут же Сам ответил на Свой вопрос: «Нет» (Лук.13:3). После чего Иисус предупредил: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:3).

Далее Христос привел ещё один пример трагедии, вспомнив, о восемнадцати жителях Иерусалима, которые погибли под упавшей Силоамской башней. И эту историю Иисус закончил таким же предупреждением, что Его слушатели могут также погибнуть, если не покаются.

Из этих двух историй понятно, что пострадавшие были не грешнее многих других людей. Однако, ясно и другое: погибшие были грешны и не каялись в своих грехах. То есть, Иисус, вспоминая данные трагические истории, призывает к покаянию, и предупреждает о негативных последствиях, если раскаяния не будет: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:5). Потом Христос приводит данную притчу, иллюстрирующую его предупреждение.

В притче мы видим, что в винограднике была посажена смоковница (инжир, фиговое дерево). Хозяин сада следил за этим деревом, и увидев, что оно три года не даёт урожая, решил выкарчевать его, освободив место под другие растения, надеясь получить от них плоды. Но виноградарь (садовник) попросил хозяина не торопиться. Он пообещал, что приложит дополнительные усилия, подкормив смоковницу и разрыхлив около неё почву, надеясь, что всё таки она даст урожай. А если и это не поможет, тогда неплодное дерево придётся срубить.

Иоанн Креститель покаяние сравнивал с плодами, показывая, что раскаяние человека должно выразиться в конкретных его делах: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лук.3:8, см. также Матф.3:8). Иисус часто плодами иллюстрировал добрые дела, которыми должны отличаться праведные люди (см. Матф.12:33; 13:8,23; Иоан.15:2,5,8), предупреждая, что бесплодные деревья хозяева садов вынуждены выкорчевывать: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:19, см. также Матф.3:10).

В исследуемой притче, Иисус наглядно иллюстрирует, что виноградарь не сразу срубает неплодное дерево, а даёт ему много шансов «исправиться». Более того, над каждым бесплодным деревом садовник трудится, помогая ему набрать силу и дать таки добрые плоды. Но если все старания не приносят результата, то не остается другого выхода, кроме как освободить место для полезных растений, приносящих хороший урожай.

В даной притче не стоит у всех героев искать прототипы, а то может получиться странная картина. Так, если землю отождествить с садом, а каждое дерево в нём с человеком, то получится, что надо убивать плохих людей, чтобы освободить место хорошим. А, если хозяина сада сравнить с Богом Отцом, а виноградаря с Иисусом, то получится, что Сын добрее Отца. Между тем, в Библии мы читаем, что Христос воплощает характер Отца (Иоан.14:9). Притча лишь иллюстрирует старание Бога спасти каждое Своё творение. И при этом показывает, что терпение Божье не безгранично.

Лук.13:5 Если не покаетесь (не начнете приносить плоды, как смоковница), все так же погибнете (таких людей ждет участь бесплодной смоковницы).

ВЫВОД из притчи о неплодной смоковнице в винограднике: Суммируя трагические истории, прозвучавшие перед притчей, и саму притчу, можно сделать следующий вывод. Люди грешны, но каждого Бог призывает покаяться и изменить свою жизнь. А если покаяния не произойдет, то может случиться беда. Господь допускает болезни и смерти некоторых людей, надеясь, что это отрезвит других Его чад, которые поймут, что могут также пострадать, и поэтому, раскаются и постараются встать на путь исправления. При этом, нужно понимать, что Сам Бог не радуется смерти и страданям человека, а только сатана. Это хорошо видно из истории с Иовом, когда Творец вынужден был допусть горе, но именно диавол был его инициатором и воплотителем (Иов 1 и 2 главы). Также это видно из притчи о добром семени и плевелах (Матф.13:24-30,36-39).

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о неплодной смоковнице в винограднике Лк. 13:6-9. Комментарий, БИБЛИЯ