Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Все мне позволительно, но не все полезно. Толкование Библии







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о двух сыновьях. Толкование





     

Притча о двух сыновьях. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о двух сыновьях Матф. 21:28-32

Матф. 21:28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем. 29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Сначала определим адресата: притча обращена к первосвященникам и старейшинам народа

…Приступили к Нему (Иисусу) первосвященники и старейшины народа …. Сказал им … Он: … А как вам кажется? (Матф.21:23,27,28)

Смотрим выше и ниже, исследуем контекст: выше дискуссия с первосвященниками и старейшинами (Матф.21:21-27). Ниже притча о винограднике и виноградарях, которая показывает на отношение фарисеев и книжников к Божьим посланникам (Матф.21:33-46).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Ниже другая притча. Внутри сравнений «если малое верно, то большее тем более верно» не наблюдается. Зато выше явно обозначена тема – диспут Христа с высшим начальством Израиля.

Матф. 21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

Перед этой встречей описано, что Иисус прогнал всех продающих из храма и явил чудеса исцеления слепых и хромых (Матф.21:14). Когда Христос вновь пришел в храм, духовные лидеры Израиля, прямо спросили у Него о том, кокой властью Он всё это делает? Вместо ответа, Иисус задал им встречный вопрос на счет Иоанна Крестителя: откуда было его крещение — с небес или личной инициативой (Матф.21:25)? Начальство не смогло ответить Иисусу. Ведь если бы они согласились, что Иоанна послал Бог, тогда им пришлось бы признать, что и Иисус действует от Бога, так как Иоанн указал на Христа, как на Сына Божьего (Иоан.1:34). А если бы они назвали Иоанна самозванцем, то вызвали бы тем народное возмущение, так как все считали Иоанна пророком Божьим (Матф.21:26). И только после того, как народные лидеры вместо ответа на вопрос промолчали, Иисус и произносит данную притчу, которая призвана проиллюстрировать поднятую тему.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему духовного состояния религиозных лидеров Израиля.

Итак, притупим к непосредственному толкованию притчи о двух сыновьях Матф. 21:28-32

В притче Иисус иллюстрирует духовное состояние фарисеев и священников, не принявших Иоанна Крестителя, противопоставляя им простых людей. Те, кого народные начальники называли мытарями и грешниками, сначала были «падшими» людьми, но они выполнили Божью волю — приняли Иоанна, покаялись и крестились от него во оставление грехов. Сами же духовные лидеры народа, Божью волю не выполнили. Хотя они видели, как меняются люди благодаря Крестителю, но они не приняли Иоанна, и не покаялись в грехах. Поэтому простой люд, который внял обличениям Крестителя, и покаялся в пригрешениях, вперед войдут в Царствие Небесное, чем народные лидеры, считающие себя праведными.

Иисус в данной притче Сам указывает на прообразы – мытари и грешники, которые сначала противились Богу (отцу), но потом исполнили волю Господню, а именно, приняли Крестителя и раскаялись – это первый сын (Матф.21:31). А фарисеи и саддукеи, заявлявшие, что послушны Богу и готовы выполнять Его повеления, но не принявшие Его посланника Иоанна, не покаявшиеся – это второй сын. Они, как второй сын не выполнили волю Небесного Отца (Матф.21:32).

ВЫВОД из притчи о двух сыновьях: Нельзя, смотря на человека, предвидеть его будущее. Сегодня мы видим, вроде, грешника, а оказывается, он покаялся, меняет свою жизнь, и поэтому спасётся для вечности. И наоборот, сейчас мы смотрим на благочестивого религиозного лидера, но на самом деле, он лелеет свои тайные грешки, не кается, а отворачивается от обличений Духа Святого, и, вполне возможно, потеряет место в Царствие Небесном.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о двух сыновьях. Комменатрий, БИБЛИЯ