Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о десяти девах Матф. 25:1-13. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о десяти девах Матф. 25:1-13. Толкование





     

Притча о десяти девах. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о десяти девах Матф. 25:1-13

Матф.25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий..

Сначала определим адресата: это ученики Иисуса Христа, что указано в начале предыдущей 24 главы.

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Матф.24:3,4)

Смотрим выше и ниже, определяем контекст: в начале 24 главы обозначен общий контекст: Христос отвечает на вопрос учеников о признаках Его Пришествия и кончины века. Иисус призывает последователей всегда быть готовыми к Его возвращению: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф.24:44). Перед притчей о десяти девах идет притча о благоразумном рабе, посвященная ожиданию Второго Пришествия (Матф.24:45-51). А под исследуемой притчей, следует притча о талантах, которая также иллюстрирует ожидание Христа и последствия, связанные с тем, как верующие ждут возвращения Господа (Матф.25:13-30).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Выше находится притча о благоразумном рабе. Под притчей сразу начинается следующая притча о талантах. То есть после притчи Иисус Сам не истолковывает: кто есть кто и что есть что в произнесенной притче, значит это не притча с истолкованием. Внутри причти, нет сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”, значит это не притча сравнение. Но выше притчи явно поднимается тема ожидания Пришествия Господа.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему ожидания Второго Пришествия Иисуса.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о десяти девах Матф. 25:1-13

Притча о десяти девах лежит в большом смысловом фрагменте из 24 и 25 глав Евангелия от Матфея. В начале 24 главы ученики задают Иисусу вопрос: «Скажи нам, когда это (разрушение храма) будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:3). Иисус отвечает на эти вопросы с 4 по 41 тексты, заодно описывая Своё возвращение.

Во второй половине 24 главы мы видим предупреждения и наставления Христа, адресованные Его последователям.

Сначала Иисус говорит, что о дне Его Пришествия и кончины века никто не знает:

Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один

Потом Христос предупреждает, что Он и конец века придут также неожиданно, как и потоп во дни Ноя. В допотопное время, в планетарное глобальное наводнение люди не верили, и поэтому совсем его не ожидали.

Матф.24:37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого;

Затем Иисус приводит иллюстрацию, показывающую, что Его Пришествие будет для людей совсем неожиданным: мужчины и женщины будут на работе, кто-то на поле, а кто-то на мельнице. Это наглядно демонстрирует, что никакого дополнительного предупреждения не будет. Пришествие Иисуса застанет людей именно там, где они будут в этот момент времени находиться:

Матф.24:40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Далее Иисус обращается к ученикам, призывая их бодрствовать, приводя в пример хозяина, который должен быть всегда готовым к визиту вора.

Матф. 24:42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

Этот призыв «бодрствуйте» и предваряет серию притчей Христа, иллюстрирующих, как именно надо бодрствовать. Это же воззвание «бодрствуйте», Иисус повторяет в стихе Матф.25:13, который по смыслу можно отнести к данной притче о десяти девах и к следующей притче о талантах. Это подтверждает, что 24 и 25 главы Евангелия от Матфея – это единый смысловой блок. То есть, отвечая на вопросы учеников, Иисус акцент делает не на том, когда Он придёт, а на том, в каком состоянии будет Его народ в момент Второго Пришествия.

Первым делом, Иисус говорит притчу о благоразумном рабе, иллюстрирующую факт неожиданного возвращения Господа, и влияние того, как Его ожидали ученики, на их последующую участь. Злой раб не был готов встретить Господа, так как думал, что «не скоро придет господин» (Матф.24:48), то есть хозяин вернулся раньше, чем тот планировал. Затем идёт данная причта о десяти девах, в которой некоторые девушки, наоборот, не рассчитывали, что Господь надолго задержится, а ожидали Его быстрого возвращения. Далее Иисус говорит притчу о талантах, в которой один слуга не выполнил того, что ожидал от него Господь.

Учитывая контекст ожидания Второго Пришествия Христа, и призыв Иисуса к бодрствованию, посмотрим внимательней на притчу о десяти девах. В самом начале притчи мы видим продолжение темы ожидания Господа.

Мфат.25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

Конец притчи может быть и началом следующей притчи о талантах, но в любом случае, текст Матф.25:13, как было отмечено выше, также призывает бодроствовать в контексте ожидания возвращения Господа.

Матф.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Десять дев – это потенциальные участники Царствия Небесного – они иллюстрируют верующих, ожидающих Второго Пришествия Христа. Жених – это соответственно символ Иисуса, который задержался на небе и не возвращается, хотя Его уже заждались.

Тема жениха, который задерживается, понятна для восточного менталитета того времени. Он не просто опаздывал, так как загулял, отсыпался или пытался протрезветь после бурного мальчишника. Жених был занят свадебными делами, согласно действующих обычаев: он должен был подписать важный брачный договор с отцом невесты, уладить все юридические и имущественные вопросы, приготовить/прибрать общий дом. И только потом он направлялся к брачному чертогу, где его ждала невеста со своими подругами.

В Библии многократно Бог отождествляет Себя с мужем, а Свой народ с Его невестой и женой. В Новом Завете тема свадьбы обретает новые краски, когда Иисус уходит к Богу Отцу и возвращается за невестой – Церковью, чтобы забрать её и быть с ней вечно вместе (см. Иоан.14:2; Откр.21:9,22:17). Всю красоту и глубину иллюстрации хорошо поймут евреи, которые знают свои древние свадебные традиции. Давайте рассмотрим некоторые из них, через призму религиозных прообразов:

Жених платил за невесту цену, называемую “мохар”, так и Иисус выкупил людей Собственной кровью (1 Пет. 1:18-19, 1 Кор.6:20,7:23).

Свадьбе предшествовала помолвка, когда заключалась предварительная договоренность. Обряд называется “киддушин”, что означает освящение. С того момента невеста считалась святой — отделенной для жениха от других мужчин. Образ помолвки — это завет на горе Синай и новозаветное крещение (Иер. 2:2; Ос. 2:19-20, 1 Пет.3:21). Интересно, что невеста перед свадьбой должна совершить омовение в микве (сосуд для ритуального погружения человека в воду).

Перед церемонией бракосочетания подписывается письменный контракт, именуемый “кетуба”, где отражена цена выкупа невесты, обещания жениха и права невесты, что тоже указывает на завет (договор).

Самым последним из обрядов является подготовка дома или комнаты в доме отца жениха для брачующихся. Новобрачный перед тем, как обвенчаться и забрать невесту, должен вернуться и проверить/подготовить место совместного проживания. Отец брачующегося присутствует при этом, проверяя/контролируя, как приготовился его сын к приёму молодой жены. Не правда, ли похоже на вознесение Иисуса к Отцу и ожидаемое Его возвращение за Своим народом (Иоан.14:2,3)?

И только после того, как пройдут все этапы подготовительных действий перед свадебной церемонией, жених, наконец, возвращается к невесте, чтобы вести её под хуппу (балдахин), где проходит сама церемония бракосочетания. Затем устраивается брачный пир, и потом муж забирает молодую жену к себе в общий дом.

Как мы видим, предсвадебных обрядов много, и все они отнимают время, поэтому жених вполне может вернуться за невестой поздно, уже когда стемнеет, а порой и уже ночью. Поэтому, ожидающие жениха подруги невесты, должны быть готовы к любому развитию событий.

В нашей притче мы видим, что не все подружки хорошо подготовились. Пять из десяти дев запаслись маслом, предвидя, что жених может задержаться, а пять остальных девиц, понадеялись, что жених вернется рано, поэтому не побеспокоились о запасе. Поясним для тех, кто не знает: оливковым маслом (елеем) заполняли раньше фитильные лампы. Потом начали пользоваться керосином. А теперь у нас есть электричество, а для автономных переносных осветительных приборов мы используем батарейки и аккумуляторы.

Итак, часть девиц остались без горящих светильников, а значит, не могли полноценно участвовать в церемонии бракосочетания. Ведь, какой от них был прок, когда вокруг темно.

В целом, смысл притчи о десяти девах кажется понятным: ко Второму Пришествию Христа многие верующие окажутся не готовыми. Остается понять, что конкретно обозначает масло в светильниках?

Напомним, что в притчах Иисуса не обязательно у всех героев должны быть четкие прототипы (прообразы). Их может не быть совсем, как, например, в причтах о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга или о неправедном судье. Или, например, осёл в притче о добром Самарянине не имеет прототипа, что мы разберём позже. В таких случаях некоторые герои просто помогают проиллюстрировать основную мысль, которую хочет донести до слушателей Христос.

Масло как раз относится к типу неживого героя притчи без четкого прообраза. Масло тут нужно лишь для того, чтобы показать неготовность пяти дев долго ожидать жениха, и соответственно, мудрость и предусмотрительность других пяти девиц.

Многие богословы пытаются найти прообраз масла, то есть понять, что оно символизирует. Одни теологи считают, что масло – это Дух Святой. Однако, Святым Духом невозможно запастись, так как человек не может управлять Богом – Духом Святым (см.Иоан.3:8), и тем более, Его нельзя купить. Другие считают, что масло — это опыт и/или характер. Однако, поделится многолетним опытом и с годами приобретенным характером одномоментно невозможно, и приобрести быстро опыт/характер тоже не удастся, а в притчи девицы, видимо, купли таки масло, раз пришли с опозданием в брачный чертог с просьбой, чтобы их пустили. Добрыми делами масло тоже не может быть, так как ими тоже не запасешься, не поделишься и их не купишь…

Конечно, из притч Христа, как и из других текстов Библии, можно извлечь и дополнительные уроки, а также увидеть в них какие-то символы, не содержащиеся в самом тексте. Богословы различают разные виды толкования Библии. Экзегеза предполагает опору исключительно не текст Писания (экс, от лат. ex - из). А эйсегеза, допускает привнесение в текст дополнительных смыслов (эйc, εἰς от греч. - в). Так, при эйcегезе, в масле из этой притчи можно увидеть Святой Дух, найдя ряд логических совпадений. В гомилетике (искусстве проповеди) часто используются простые и понятные людям Библейские образы для донесения какой-то конкретной мысли до слушателей. В рамках данной книги, используется только экзегеза.

Согласитесь, что среди верующих встречаются люди с небольшим опытом веры и служения, но уже очень духовные, которые служат искренне и активно на Божьей Ниве. И наоборот, есть служители в сане, которые отдали десятки лет церкви, но были уличены в низких грехах, и явно не являются примером духовности.

Кроме того, само разделение девиц на мудрых и неразумных, явно говорит о другом. А о чем?

Как было отмечено выше, масло тут не играет самостоятельной роли, как и количество девиц. Масло – это масло. Нужно разобраться, чем отличаются в тексте мудрые девы от неразумных. Суть притчи в том, что одни девы были готовы долго ждать, приготовив запас масла для своих светильников, а другие нет, хотя тоже имели возможность быть готовыми. Неразумные (другие варианты перевода слова с оригинала: глупый, безрассудный, безумный, немудрый) просто не проявили мудрости (другие варианты перевода: разумный, рассудительный, догадливый), хотя могли. Сон тут тоже не символизирует духовную дремоту, как иногда говорят комментаторы. Сон лишь иллюстрирует большой срок ожидания. Ведь спали все девицы, включая тех, кто потом вошел на брачный пир.

Если принять, что масло собственную роль не играет, то останется лишь пример поведения дев. Давайте на них посмотрим в рамках блока притч об ожидании Второго Пришествия Христа.

В предыдущей притче о благоразумном рабе, Иисус показал, что ученики должны быть готовы к Его скорому неожиданному возврашению, при этом, не расслабляясь, не ожесточаясь, а будучи всегда внимательны и милосердны к рядовым верующим и неверующим.

В притче о талантах, следующей за данной притчей, Христос показывает, что ученики, во время Его ожидания, должны оказывать реальную заботу и помощь детям Божьим всеми своими материальными и нематериальными активами.

Притча же о десяти девах говорит о том, что ученики Христа должны быть готовы к тому, что Господь может задержаться очень надолго. Посмотрите внимательно, по какому критерию разделены девы в конце притчи: «готовые» (Матф.25:10) и «прочие» (Матф.25:11). Именно тема постоянной готовности: долгого, терпеливого, разумного ожидания, является главной мыслью данной притчи. Но ожидание не будет напрасным, ведь Иисус – жених, как обещал, обязательно придет за своей невестой – Церковью!

ВЫВОД из притчи о десяти девах. В Божьем народе всегда есть 2 категории людей. На примере притч этого блока (о благоразумном рабе, о десяти девах и о талантах), Ииус показывает, что одна группа сделает верный выбор, а вторая неверный. Из данной причти следует, что даже верующие люди, проявив нерассудительность, неразумность, безрассудность, глупость, могут оказаться не готовыми к Пришествию Господа Иисуса Христа, и соответственно лишатся возможности войти в Царствие Божие. Христиане должны знать, что Иисус может прийти раньше, чем они рассчитывали (притча о благоразумном рабе). Но также Господь может задержаться дольше, чем они планировали ждать (данная притча о десяти девах). Поэтому последователи Христа призваны всегда бодрствовать.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о верном и благоразумном рабе Мф. 24:45-51. Комментарий, БИБЛИЯ