|
|||||||||||||||
Христианский портал | |||||||||||||||
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (1 Тим. 4:16 ) |
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Познакомьтесь с Богом Библии» СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ЧИТАТЬ ОНЛАЙН → «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ на странице → Задать вопрос по Библии Облако тегов: Бог националист? Почему Аммонитяне и Моавитяне не могут войти в общество Господне? Толкование Библии, Второзаконие 7 и 23 глав
|
Бог националист? Почему Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне? Толкование Библии – Второзаконие 23 главы
В книге Неемии написано, что согласно закону Моисея, Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие (Неем.13:1). Как это понимать, разве Бог националист? Действительно, если плохо знать Библию, то можно подумать, что Бог националист. Странно. С одной стороны мы видим в священном Писании тексты, которые говорят, что Бог любящий и справедливый, но с другой, в той же Библии мы находим явные националистические призывы. Например, в книгах Ездры и Неемии, Израильтяне даже прогнали от себя жен не евреянок, на которых ранее поженились, причем, отпустили вместе с детьми. Внимание: Бог не националист!Ниже мы это докажем. Давайте сначала вспомним историю. Напомним, что изучая Библию просто необходимо учитывать исторический и религиозный контекст. Иначе текст Библии можно истолковать с точностью до наоборот от заложенного в нем автором смысла. В книгах Ездры и Неемии рассказывается о том, как евреи вернулись в Израиль после долгого пленения в Вавилоне. Бог Сам отдал Свой народ в это порабощение, чтобы вразумить людей. До этого Господь очень долго через пророков предупреждал Израильтян удалить от себя идолопоклонство, а также несправедливость, бессердечие и жестокость, иначе он допустит их разгромление и пленение Вавилоном. Евреи не послушались, поэтому практически весь народ был уведен в плен и проживал на территории Вавилона (в последствии Мидо-Персии). Однако, Бог предрек и возвращение из плена. После предсказанного Господом возвращения евреев из плена, некоторые из них вступили в родство с язычниками. Поэтому лидеры Израиля, в частности, Ездра и Неемия, взывали к своему народу, включая начальников и священников, не вступать в родство с язычниками и даже разорвать такие имеющиеся браки. Первым из плена вернулся Зоровавель с группой около 50 тысяч человек примерно в 538 году до нашей эры. Затем вернулся Ездра с группой около 5 тысяч человек примерно в 457 году до нашей эры. И еще через 13-14 лет пришел Неемия в Иерусалим примерно в 444 году до н.э. Давайте посмотрим на некоторые тексты книг Ездры и Неемии, описывающие это возвращение. Езд.9:1 По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, 2 потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою. Ездр.10:11. Итак покайтесь [в сем] пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных. 16 И сделали так вышедшие из плена … 19 и они дали руки свои [во уверение], что отпустят жен своих Неем. 13:1 В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, 2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение. 3 Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля. 23 Еще в те дни я (Неемия) видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; 24 и от того сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. 25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. В книгах Ездры и Неемии, мы видим прямое цитирование заповеди о запрете брака с язычниками из книги Второзаконие Торы (Тора, в переводе ЗАКОН, – это первые 5 книг Библии, написанные Моисеем). Естественно, ни Ездра, ни Неемия, не придумали новую заповедь, а ссылались на Божий закон Втор. 7:3; Втор. 23:3, пытаясь толковать Божью заповедь применительно к их историческим условиям. Понимая, что Ездра и Неемия руководствовались исключительно заповедями Торы, необходимо прочитать упомянутую заповедь непосредственно в Торе. Вот она в тексте книги Второзаконие: Втор.7:3 не вступай с ними (Хананейские племена) в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего. Втор. 23:1 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. 2 Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. 3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, 4 потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, …; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; 8 дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне. Итак, в тексте Торы мы и правда видим запрет на вступление в родство с язычниками. Более того, упомянуты конкретные народы: Аммонитянин и Моавитянин не может войти до ДЕСЯТОГО рода, а Египтянин до ТРЕТЬЕГО. Разве это не похоже на национализм?! Еще как, похоже. Однако, давайте не будем торопиться, и разберем данный текст и исторические факты. Вспоминаем библейские персонажи Моавитян, Ханаанеев, ЕгиптянВспомните, кем была Раaв? Она была жительница Иерихона, язычница Ханаанейка и еще к тому же блудница. В каком поколении она была блудница? В ПЕРВОМ! Однако, мы читаем, в Втор. 23:2, что даже ДЕСЯТОЕ поколение блудницы не может войти в общество Господне. Между тем, Раав сама, то есть ПЕРВОЕ поколение, вошла в Божий народ (Иис.Нав. 6:24). К тому же, согласно Мф. 1:5, она вышла замуж за Салмона, став прапрабабкой Давида, войдя в родословную Иисуса Христа. То есть, очевидно, что в случае с Раав, запрет Втор. 23:2 прямо нарушен. Кем была Руфь? Моавитянка, смотри Руф.1:22. В каком поколении Руфь была Моавитянкой? В ПЕРВОМ! Хотя согласно Втор. 23:3 Аммонитяне и Моавитяне до ДЕСЯТОГО поколения не могли войти в Божий народ. Разве Вооз мог взять в жены Руфь, чтобы ему никто не возразил, ведь он нарушил Божий закон? Напомним, что Аммонитяне и Моавитяне — это родственные Израилю народы. Они ведут свою историю от Лота, племянника Авраама, будучи потомками его сыновей от его же дочерей (см. Быт. 19:31-38). Обращаем внимание, что Руфь жена Вооза, стала прабабкой Давида, и опять же вошла в родословную Иисуса Христа. Если бы кровь играла серьёзное значение, то как мог Вооз жениться ну Руфи? И как мог Святой Святых – Иисус иметь в родстве Хананеев и Моавитян? Кем была Асенефа жена Иосифа? Египтянка и более того, она была дочерью языческого жреца (см. Быт.41:50). Причем от этой Египтянки пошло 2 колена Израилевых из 12 колен — Манассии и Ефрема (см. Быт.46:20, Чис.1:10). Также множество Египтян вышли вместе с евреями из Египта (Исх.12:38) и стали Израильтянами — природными жителями земли, согласно Исход 12 главы, приняв обрезание и Пасху. Опять мы видим, якобы, нарушение Божьего закона. Ведь мы выше прочитали, что Египтяне не могли до третьего рода войти в Божий народ. Но незадолго до этой заповеди множество Египтян после выхода из Египта вошли в Израиль прямо в ПЕРВОМ поколении. Тут явно что-то не так, то есть дело, очевидно, не в генетике! Или мы должны признать, что Бог изменил Свое мнение, хотя везде в Писании написано, что Бог не меняется и не имеет даже тени перемен (Иак.1:17). Можно также вспомнить жену Моисея, которая была Ефиоплянка, см Чис.12:1. И такие примеры можно продолжать…
Неужели Бог во Второзаконии 23 главе Бог заявляет, что Он формально смотрит на гены и состав крови, не обращая при этом внимание на характер и дела человека? Конечно, нет! Давайте внимательно прочитаем 23 главу Второзакония. Вглядитесь, во Второзаконии 23 главе (смотри выше) мы видим упомянутый запрет, явно связанный с национализмом (3-й текст), и тут же, в этом же отрывке, мы видим, что есть еще указания запрета на вхождение в Божий народ по причине блуда (2-й текст) и физического уродства (1-й текст). Разве Вы читали в Библии, что кого-то исключали из народа Божьего за то, что в его далеких поколениях была блудница? Нет! Или кого-то исключали из Израильтян за физический недостаток? Нет! Помните, Иисус говорил о скопцах, которые были частью Израиля: Матф.19:12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так. Данный отрывок Второзакония 23 главы можно толковать по-разному, но сложно понимать его буквально по многим причинам. Давайте разберем возможные толкования первых текстов 23 главы Второзакония. Возможно во Второзаконии 23 главе речь о священническом роде, а не просто об Израильтянах, так как имеется упоминание не только Аммонитян и Моавитян, но и уродстваТо есть, возможно, запрет на вступление в браки с язычниками по крови касался лишь священников. Если тут речь лишь о священническом роде, то этому мы видим подтверждение в книге Левитам 21 и 22 главах. Там есть запреты для священников, подобные Втор.23:1-3, связанные с физическим уродством, блудом и национальностью. В частности Бог говорит, что первосвященник может брать в жены только девицу их своего народа. И что священник с уродствами не может служить в храме в присутствии Божьем. Но это и понятно, ведь тут вступает в силу закон о священстве (Левит 21 и 22 главы). То есть, речь не о моральной или генетической причинах, а о несовершенстве. Человек с увечиями на теле нёс на себе визуальные последствия грехопадения, поэтому приближаться к Богу с ритуальной точки зрения он не мог. Это похоже на ритуальную нечистоту после родов или истечений из тела, когда рядовой человек временно не мог приходить в храм. Поэтому священникам и был запрет на родство с язычниками и ограничение на служение при физических увечиях и уродствах. Также мы помним призыв Моисея, касательно Левитов: Исх.32:26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. Возможно во Второзаконии 23 главе речь не о поколениях как о количестве буквальных родов, а об особой опасности языческой веры, которая была присуща Аммонитянам и МоавитянамТо есть, возможно во Второзаконии в 23 главе, указывая на количество поколений, Бог хотел показать не конкретное количество родов, а степень опасности конкретных языческих верований для Его народа. Внимание! Количество поколений может быть символическим, приводимым для контраста, указывая на величину опасности определенных языческих религий. Например, Аммонитяне имели бога Молоха, которому приносились в жертву живые дети. Моавитяне поклонялись Ваалу, богу плодородия, которому устраивали развратные оргии. Для Бога это особенно гнусно, поэтому речь идет о 10 поколениях этих народов. А у Египтян было меньше жестокости и разврата, поэтому речь о 3 поколениях. Показательно, что Господь переселяя Свой народ в Ханаанскую землю, прямо им говорит, что если они будут поступать также гнусно, как языческие племена, которые до них тут жили, то Бог и их истребит точно также как изгоняемые Хананейские племена: Лев.18:24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: 25 и осквернилась земля (Ханаан – ныне Палестина), и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. 26 А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей.., 27 ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; 28 чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас. Как мы видим, тут Господь предупреждает, что ни национальность, ни гены, не спасут и не оправдают человека, если он нарушает Божий закон. Также мы имеем в Библии и другие указания на количество родов, которые явно употреблены именно для контраста: Исх.20:5 не поклоняйся им и не служи им (идолам), ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Сколько это 1000 родов? Если средний род примерно 25 лет, то 1000 родов – это 25000 лет! Человечеству по Библии всего около 7000 лет! Понятно, что тут речь о контрасте между Божьей милостью и строгостью. Божья милость в тысячу раз больше! Но и справедливость важна, поэтому Господ предупреждает, что будет три–четыре рода пристальней присматривать (в оригинале слово, переведенное “наказывать”, можно также перевести “быть посещённым, обращать внимание или взор, призреть”) за потомками Богооступников, ведь воспитание оказывает большое влияние на будущее детей и их детей. Однако, речь здесь не о формальном наказании детей за вину отцов! Бог прямо учит в Библии, что дети не отвечают за грехи родителей: Иез.18:20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца.
Какова ЦЕЛЬ заповеди Бога о родстве с язычниками, в частности с Аммонитянами и Моавитянами?Нужно понимать, что Бог не дает Свои заповеди людям напрасно. Господь не Самодур! Божий закон призван охранять человека, делая его жизнь безопаснее и комфортнее, как дорожные знаки помогают водителями и пешеходам на дороге. Поэтому и на эту заповедь надо посмотреть с точки зрения заботы Бога о человеке. Давайте посмотрим в Торе на тексты, поясняющие данное наставление Господа: Втор.7:3 не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; 4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам. Вот тут мы видим истинную ЦЕЛЬ заповеди о запрете браков с язычниками. Задача данной заповеди не допустить того, чтобы верующий в Бога Израилева отошел от истинного Бога и стал служить идолам – придуманным богам чужих народов. То есть суть запрета вступления язычника в Божий народ не в национальности конкретного человека, а в исповедуемой им религии!!! Это же Божье предупреждение вспоминает и Ездра: Ездр.9:11. земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих.
Итак, почему все же Ездра и Неемия дали наказ Израильтянам отпустить языческих жен вместе с детьми? Ответ прост, если вспомнить суть заповеди о браках с язычниками – они не хотели, чтобы Израильтяне впали в идолопоклонство через своих языческих жен и вновь отступили от Бога. Посмотрите на важнейший момент, отраженный в Неем. 13:24 -дети от языческих жен не знали родной язык отцов – они не говорили по-иудейски. А что это значит? Видимо их матери не хотели воспитывать еврея, а растили детей в своей языческой религии! Если ребенок не знает язык иврит, то как он будет слушать Писание – Откровение Божье, ведь тогда оно читалось только на иврите. Получается, что эти жёны остались язычницами, НЕ ОБРАТИЛИСЬ в иудаизм и не хотели, чтобы их дети верили в Бога Израилева. То есть они НЕ СТАЛИ ЧАСТЬЮ Израиля в ОТЛИЧИИ от Руфи, которая сказала, что твой Бог – это мой Бог. Они не стали как Раав, которая веровала в Силу Бога Всевышнего. Наверное, поэтому долго – почти три месяца — шло разбирательство, чтобы понять, кто из женщин обратился в иудаизм, а кто остался в сердце язычником. Ездр.10:9 И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это [было] в девятом месяце, в двадцатый день месяца. 17 и окончили [исследование] о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца. Сделаем ВЫВОД: в текстах о запрете браков с язычниками речь не о национализме как таковом, а о сожительстве с язычницей(ком), которая(ый) супруга(у) будет склонять к вере в своих богов и детей станет воспитывать язычниками! Сохранение Божьего остаткаМногим кажется, что Ездра и Неемия поступили безжалостно, заставив изгнать языческих жен вместе с детьми. Однако, на то были причины. Что за ситуация была в то время в Израиле? Как ее можно кратко охарактеризовать? Это было становление общества! То есть Израиль возрождался после пленения почти с нуля. Каждый человек, каждая семья была на счету… ЭТО БЫЛ ОСТАТОК! Ездр.9:8 И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа Бога нашего, и Он оставил у нас [несколько] уцелевших и дал нам утвердиться на месте святыни Его. А тут получается внутри ОСТАТКА Израиля расцветали языческие семьи, причем прямо в священстве и у народных начальников. Итак, это был ОСОБЫЙ и ВАЖНЕЙШИЙ момент ВОСТАНОВЛЕНИЯ и СТАНОВЛЕНИЯ Израиля. Как Вы думаете, по воле Божьей было изгонять языческих жен с детьми? Ездра считал именно так: Ездр.10:11. Итак покайтесь [в сем] пред Господом Богом отцов ваших, и ИСПОЛНИТЕ ВОЛЮ Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных. В определенных важных случаях, особенно в период становления, Бог иногда принимает серьезные меры. Помните такие примеры? Например, вспомните, когда Левиты умертвили множество Израильтян, которые не дождались Моисея, задержавшегося на горе, ударились в идолопоклонство сразу после заключения завета с Богом (Исх. 32 глава)… Или, побитие камнями собирающего дрова в субботу в момент становления Израильского народа после заключения завета (Чис. 15 глава). Или Ананию с Сапфирой, которые в момент становления церкви, показали пример жадности и тщеславия, за что были тут же умерщвлены (Деян. 5 глава). Интересно, что в книгах Ездры и Неемии не применяются термины развода. Вместо этого, мы видим слово “отпустили”. То есть их брак был расторгнут не как развод, а по религиозному закону. Возможно, тогда жена уже не считалась брошенной и разведенной, а просто возвращалась в семью родителей.
Толкование иудеями Второзакония 23 главы о Моавитянах, Аммонитянах и Египтянах…Стоит отметить, что евреи, толкуя Второзаконие 23 главу, чтобы оправдать Вооза и соответственно его правнука царя Давида, который очень чтим в Израиле, утверждают, что количество поколений Моавитян, Аммонитян и Египтян, которым запрещено вступать в Божий народ относится только к мужчинам. А женщины, мол, сразу могут через гиюр войти в иудаизм. Это и произошло, мол, с Асенефой и Руфью. Однако это не объясняет того, как Раав стала иудейкой, будучи блудницей, ведь о блуде речь идет в этой же главе. Получается, что сын блудницы не может стать иудеем, а сама блудница может?! Разве это не абсурд? Также и история Израиля не поддерживает такое толкование, ведь Ездра и Неемия (что мы обсуждали выше) изгоняли непосредственно языческих жен, а не мужей, ссылаясь именно на 23 главу книги Второзаконие.
Брак сегодня. Можно ли христианину жениться / выходить замуж за неверующего или представителя другой религии?Как сегодня вести себя верующему по отношению к бракам с язычниками? Об этом четко говорил апостол Павел: 1Кор.7: 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Тут речь о том, что уж если верующий женат на язычнице/язычнике, то сам он не может развестись. Как видите, по сути, это наставление апостола противоречит решению Ездры и Неемии. Но напомним, что тогда, после плена, была ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, необходимая для сохранения ОСТАТКА Божьего народа. А что делать тем, кто сегодня ищет мужа или жену? Ответьте на вопрос: когда человек с мужем / женой заключает брак, он клянется в верности? Ответ: Да! Когда человек крестится и заключает с Богом завет, это тоже своего рода брачный договор, ведь не редко в Библии Бог называет Себя мужем Своего народа и в 10 заповедях (Исх. 20 глава) мы видим тематику брака – ревность… То есть, фактически верующий должен соблюдать Богу верность! В чем выражается верность супруга к супругу и человека к Богу? Если человек будет игнорировать супруга, перестанет выполнять свои супружеские обязательства, которые обещал исполнять, а затем и вообще уйдет от него… Это будет предательством?! А если человек перестанет выполнять свои обязательства перед Богом – соблюдать Его заповеди, которые обещал исполнять, посещать церковь, а затем и вообще уйдет от Него… Это будет предательством?! Сделаем вывод: в супружеском браке человек должен хранить две верности – 1) супругу, и 2) не забывать о верности Богу. Это сложно, если ваша половинка НЕ ВЕРУЮЩАЯ или представитель другой религии. Сколько причин у мужа с женой для ссоры и разногласий ? Очень много! А если ко всем бытовым и личностным проблемам, прибавиться еще и религиозная тема!? Насколько религиозный вопрос важен для человека? Как бы не получилось так, что человек начинает метаться между двумя верностями, стараясь сохранить обе, но редко когда он обоих не предает. Обычно, человек идет по пути наименьшего сопротивления. Супруг здесь рядом, а Бог где-то далеко. Супруг сегодня возмущается и требует внимания, а Бог нет. Поэтому я сегодня уступлю супругу немного, не пойду в церковь, не буду заниматься миссионерской работой, не буду перед сном читать Библию и молиться… И завтра немного… А потом всё дальше и больше, человек будет отдаляться от Господа, чтобы сохраниться мир в семье. Но останется ли мир в человеческом сердце. Не предадим ли мы этим Бога !? Валерий Татаркин
|