Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?





     

Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

  • ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
         Не могу понять как поступать правильно по Библии? Многие говорят, что нужно женщинам покрывать голову в церкви, а в некоторых церквях это не практикуется. И вообще не понятно, почему есть разница для мужчин и женщин?

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале “Может ли женщина молиться с непокрытой головой?”. Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей проповеди. Причем эти отрывки (части проповеди) редко когда соответствуют делению по главам, которое было принято спустя столетия после написания книг Библии. Также при толковании Писания нужно учитывать историческую и географическую специфику.

Важно отметить, что послание Павла – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам). Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине. Их было не мало: (1-4 глава) разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета; (5 глава) грех родственных браков, возникший в общине; (6 гл) судебные тяжбы между членами общины и вопросы блуда; (7 гл) вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие); (8 гл) участие в языческих пирах; (9 гл) авторитетность апостольства Павла; (10 гл) вкушение идоложертвенного мяса; (11 гл) порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней; (12 гл) разные дары в церкви; (13) любовь; (14) говорение на языках на богослужении; А в 15 уже переходит к богословию - о воскрешении Иисуса и нашем предстоящем воскрешении.

В 11 главе Первого послания к Коринфянам со 2 стиха Павел начинает назидание христианам Коринфа о внутри церковных правилах жизни и поведения. Эта тема продлиться до 14 главы включительно.

В блоке про покрытие головы, начал Павел с того, что пояснил “первенство”: глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог. Здесь не идет речи о главенстве, как таковом, а о том, кто от кого происходит, и кто какую роль выполняет. Иисус Сын – от Бога Отца, жена из кости мужа. Муж на иврите звучит иш, а жена ишша, то есть имеющая общую часть с мужем. Нигде в Библии не сказано, что женщина – это человек “второго” сорта. Наоборот, Священное Писание сразу говорит, что и женщина и мужчина именуются Богом одинаково – «человек»:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил ИХ (Быт. 1:27)

Но роли у людей, как и у лиц Троицы разные. Христос – Сын сошел на Землю, то есть выполнял отведенную Ему роль… У людей же, женщина всегда являлась хранительницей очага, ухаживающей за домашним хозяйством и занимающейся воспитанием детей. Муж же отвечал за пропитание семьи и нес священническую функцию, так как имел больше сношений с внешним миром. Однако это ни прежде, ни сейчас не умаляет и не принижает статус женщины перед Богом и мужем. Согласно Библии, женщина пользовалась большой свободой и уважением. Она выступала не только как жена, мать и домоправительница, но и как судья (Девора), пророчица (Мариам), мудрая советница (2 Цар. 14:2; 20:16) и даже воплощение героизма (Есфирь).

Тем не менее, порядок должен быть во всем. Именно поэтому, Бог определенное первенство оставляет за мужем. Но это относится, повторяю, к ролям, которые Господь предусмотрел для полноценного счастливого брака. Сегодня есть семьи, где мужчины лежат на диване, а роль кормильца берут на себя женщины… Также сейчас в мире распространено феминистическое движение, которое ратует за то, что у мужчин и женщин равные права и обязанности. Если быть внимательным и посмотреть на жизнь таких дам, то можно увидеть, что зачастую у них не счастливая жизнь... Вместо того, чтобы за ними ухаживал любимый мужчина, чтобы водил ее в кафе или ресторан и там платил за нее, вместо того, чтобы скрываться за его широкой спиной… Эти дамы сами выполняют роль мужчин, но теряют при этом радость быть слабой женщиной, то есть преимущества представительниц слабого пола. Хотя, наверное, многие феминистки не раз желали найти "настоящего" мужчину, чтоб стать "настоящей" женщиной…

Итак, немного разобравшись в ролях, можно снова вернуться к теме покрывания головы. Павел отметил, что «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:4), а к женщине у него было обратное требование… Очевидно, что причина такого наставления также заключается в ролях.

Павел сказал, что женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, постыжает свою «главу». Он не сказал, что она постыжает Бога, но свою главу, то есть своего мужа. Выше посмотрите внимательно:

1 Кор.11.3. всякому мужу глава Христос, жене ГЛАВА - муж, а Христу глава - Бог.

Покрывало было символом подчинения своему мужу. Кстати, вот и значение свадебной фаты, которую до сих пор надевают на свадьбах. Павел в исследуемом отрывке сам прямо говорит о причине, поясняя, что, если жена без головного убора, то она подрывает авторитет мужа:

1 Кор.11.7 Итак муж НЕ должен покрывать голову, ПОТОМУ ЧТО он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа… 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10 ПОСЕМУ жена и ДОЛЖНА иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.

То есть, из уважения (почитания) ко Христу мужчина НЕ ДОЛЖЕН покрывать свою голову. Из уважения к своему мужу жена ДОЛЖНА покрывать свою голову. Что касается Ангелов, то Павел их упоминает как символ того, что Ангелы Бога всегда наблюдают за людьми (см. Матф.18:10).

Если внимательно почитать всю часть проповеди, посвященную покрытию головы и первенству, то не сложно заметить, что Павел ни разу не сослался на Ветхозаветное Писание и даже не намекнул, что это постановление от Бога и относится к Его закону – заповедям. Обычно Павел ссылается на Писание, а также говорит о заповеди или повелении Господа. Вместо этого, Павел ищет аргументацию в природе (ст. 13-15), что не свойственно богослову такого уровня… И в заключении он говорит, что просто не будет спорить на эту тему (16), поясняя что мы, то есть, Павел и его последователи, а также другие церкви Божии не имеют такого обычия.

1Кор.11:16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

Слово обычай здесь конечно относится к традиции покрытия/непокрытия головы, а не к спорам. Так как все-таки спор в церкви, естественно, не может быть обычием, традицией.

Павел говорит об обычии, то как у него просто не было богословских доводов, но он чувствовал, что мыслит правильно. Павел откровенно признавал, что иногда дает просто свой частый совет, как более опытный христианин в какой-то конкретной ситуации. Например, о том, оставаться ли в девицах или вдовицах, Павел прямо говорит, что дает совет:

1Кор.7:25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет… 40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету…

Действительно, во всем огромнейшем Священном Писании с его многочисленными заповедями (иудеями насчитывается 613 заповедей в Божьем законе) нет ни одного слова о молитве с покрытой и соответственно, с открытой головой, тем более по отношению к верующим разных полов. Как минимум, странно, что заповеди о покрытии головы нет, ведь если бы это было важным, то Господь обязательно оставил бы такое наставление для людей. Зато в Писании мы встречаем описание традиций, имевших место среди тех народов.

“Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их” (Ис. 3:17)

Бог, предупреждая о наказании, использует здесь традиции народа, к которому обращается, чтобы на понятном людям языке донести до них Свою мысль.

Отличительной особенностью жизни на Востоке, является скромная, укрывающая почти все тело одежда женщин. А особая роль отведена головному убору. Так было и ранее, так осталось и до сего дня. Речь не идет о парандже, а именно о покрытии головы. Порядочные женщины Востока не могли выйти из дома с непокрытой головой, тем более с распущенными волосами. И наоборот, гетеры и публичные женщины при языческих храмах, в том числе и в Коринфе, ходили с непокрытыми головами и, более тоого, с распущенными волосами. Хочется отметить, что так было не только в странах Востока. И в России женщинам было не прилично снимать головной убор или распускать волосы вне дома, их нужно было как минимум собрать в пучок с вплетенным в него платком или лентой. Отсюда и выражение “опростоволоситься” — осрамиться, опозориться, оставшись на народе с непокрытой головой.

Замужняя женщина в иудаизме до сих пор должна вне дома всегда покрывать голову платком или другим головным убором и даже париком. Несостоящая в барке женщина может не делать этого. Поэтому заметьте, что речь в тексте идет о муже и жене, а не просто о любой женщине. То есть Павел не говорит, что всем женщинам главы мужчины, а «ЖЕНЕ глава - МУЖ» (1 Кор.11:3)

Теперь, я думаю, понятно, почему Павел настаивал на пребывании женщин в головном уборе в молитвенном собрании, где они молятся и пророчествуют (проповедуют). Церковные собрания являлись общественным местом, а не домом. И поэтому, когда какие-то дамы, возмечтав о проповедуемой свободе во Христе «нет уже … мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), начали пренебрегать принятыми в обществе нормами морали, и не смотря на мнение окружающих, стали снимать с себя головные уборы, то встретились с противостоянием Павла! Что здесь защищал апостол, запрещая такое поведение женщинам?

Все очень просто. Павел проповедовал людям разных национальностей и различных вероисповеданий, и в распространении Евангелия пытался быть ближе к людям, не нарушая их устоев на сколько это не противоречило закону Божьему. Чуть ранее исследуемого нами отрывка он писал Коринфянам:

«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом … Сие же делаю для Евангелия» (1 Кор. 9:20-23)

То есть, Павел учитывал менталитет того народа, которому он хотел поведать о Боге. Представьте ситуацию, что сегодня юная девушка, надев легкую маячку и коротенькие шортики, распустив волосы до пояса, приедет в одну из стран Востока и будет ходить по улицам, рассказывая об Иисусе Христе.

Такую картину можно увидеть на улицах европейских городов… Но на Востоке эту девушку ждут неприятности. И конечно, ее проповедь о Христе не будет услышана. Более того, эти люди будут питать неприязнь к Иисусу, который разрешает так неподобающе одеваться молодым женщинам. Такие примеры можно продолжать долго, вспоминая об особенностях жизни народов Африки, Азии и т.д. В каждой местности есть свои традиции и свои понятия, что есть красиво, порядочно, а что напротив - безнравственно. И конечно, сложно у человека быстро поменять менталитет – воззрения, с которыми он вырос и жил десятки лет… Поэтому Павел призывал учитывать культуру народа при несении ему Евангелия, но в пределах рамок закона Божьего “не будучи чуждым закона пред Богом” (1Кор.9:21).

Запрещая женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел показывает, что не нужно христианам отвергать рамки приличия общества, даже если они не основаны на прямом слове Божьем. То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Запрещая замужним женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел дает наказ, что нельзя христианам отвергать нормы и рамки приличия общества, в котором они проживают, даже если они не основаны на прямом слове Божьем.

То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые в том народе ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут внимательно слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия. Поэтому в нашей культуре покрытие головы женщиной в церки согласно Павловой логики не требуется.

Кстати, многие люди не замечают в словах Павла один важный момент, касаемый стрижки.

1Кор 11:6: "Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и СТРИЖЕТСЯ; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается."

Ранее в Восточных странах, женщинам запрещалось остригать волосы. Такую традицию можно найти и сегодня. Для женщины было позором не только выйти на голову без головног убора, но стричь волосы. Зачастую, женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет:

«Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви, в которых принято женщинам покрывать голову, полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Теперь, что касается покрытия головы мужчинами... Сегодня мужчины служители некторых церквей молятся с покрытой головой, что является нарушением указаний Павла, если ег понимать буквально. Рассуждая о головных уборах для мужчин, ясно одно – мы не имеем полной информации о данной ситуации. Но, по всей видимости, читатели – христиане Коринфа хорошо понимали апостола. Видимо, в то время, по этому поводу существовал какой-либо светский или религиозный спор. Возможно, Павел был против, введения иудеями традиции, сверх установленных Священным Писанием, молится мужчинам, покрывая голову талитом или кипой. Проблема иудаизма в том, что письменный закон Божий верующие дополнили устным законом, который поставили наравне с откровениями Самого Бога. Поэтому Павел, как учил Иисус и пророки, был против преданий, приплюсованных к Писанию. И когда христиане стали перенимать такой религиозный культ у иудеев, вероятно, считая покрытие головы мужчиной при молитве Божьим законом, Павел противостал этому.

Итак, можно сделать вывод: говоря о главенстве и разнице между одеяниями мужчины и женщины апостол имел в виду порядок в общине и в семье верующих. Павел хотел, чтобы христиане являлись образцом для окружающих язычников, пропагандируя в частности библейский идеал взаимоотношений в общине и семье. Также апостол пояснял, что обычаи, традиции и культурные особенности, не противоречащие заповедям Божьим, не должны отвергаться христианами, не затмевая, естественно собой, закон Господа.


Валерий Татаркин, Константин Чумаков






Здесь = > другие вопросы по Библии, ответы, комментарии

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

 
      Теги: Нужно ли в церкви ПОКРЫВАТЬ голову? В чем разница для женщин и мужчин?