Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )






ВНИМАНИЕ!


ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии



Облако тегов: Иисус Христос Глава церкви. Толкование Библии и анализ истории
     

Только Иисус Христос Глава церкви

Сегодня в мире много христианских церквей. Они отличаются друг от друга аспектами вероучения и обрядами. Но едины церкви в главном: верой в то, что Иисус из еврейского города Назарет был не простым человеком, а Сыном Божьим, который сошел на землю, чтобы умереть за грехи людей.

Но почему же так много церквей и почему отличается их вероучение? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в историю. Давайте сначала разберемся с понятием церковь. Библейское слово “церковь” (греч. экклесия) переводится с оригинала как собрание верующих. В Новом Завете мы видим, что Иисус организует Свою Церковь:

«На сем Камне Я создам Церковь Мою» (Матф.16:18)

Под камнем Иисус подразумевал произнесенное выше утверждение апостола Петра, что Иисус это: «Христос (в переводе Мессия), Сын Бога Живого» (Матф.16:16)! То есть церковь Христа основана на вере людей, что Иисус – это не простой проповедник из Назарета, а Спаситель Господь.

Эту весть несли апостолы и другие последователи Христа по городам и весям, организуя в населенных пунктах общины – христианские церкви. При этом нужно понимать, что не редко вестники Евангелия не оставались там, где ими была создана община, а шли дальше. То есть церкви были зачастую предоставлены сами себе. Если мы посмотрим на текст Нового Завета, то увидим, как апостол Павел писал церквям разных городов послания, указывая на их вероучительные ошибки и давая морально-нравственные наставления.

В первые три века у поместных церквей не было строгого вертикального административного управления. В 49 году н.э. апостолы и пресвитеры христианских общин собрались вместе в Иерусалиме, чтобы решить вопрос с принятием язычников в Божий народ, что описано в Библии в 15 главе книги Деяний. А затем лишь в 325 году был созван I Вселенский Собор, после того, как христианство зашло «под крыло» государственной власти Римской империи.

Вплоть до того времени, как начали проходить Вселенские Соборы, в христианстве относительно спокойно существовали параллельно разные вероучительные течения. Например, арианство, несторианство, монофизитство и другие учения были проповедуемы многими христианскими рукоположенными епископами и поддерживаемы их многочисленными общинами. Если применить аналогию, то ситуация в христианстве первых веков очень напоминает существующие сегодня христианские конфессии. Только тогда христианские, как бы конфессии, объединялись вокруг церквей больших городов – епархий во главе с епископами.

Вселенские Соборы стали некоторые учения пресекать, признавая еретическими, и тогда начались расколы. Христианские церкви некоторых территорий не желали менять свое вероучение и оставаться под административным управлением Рима и Константинополя (городов, где базировались религиозные центры Востока и Запада Римской империи). C 325 г. до 431 г. церковь «юридически» была единой, так как практически все поместные церкви подчинялись решениям первых двух Вселенских Соборов. А после III Вселенского собора 431 г. от административного единства отошла Ассирийская церковь, которая не желала согласиться с принятыми на нем догматами. После IV Вселенского собора 451 г. откололись так называемые древневосточные церкви. Затем, в XI веке, окончательно разделились Восточная (православная) и Западная (католическая) церкви. Далее после начала реформационного движения в Германии в XVI веке стали формироваться протестантские христианские церкви на отдельных территориях нынешней Европы.

Итак, в мире много церквей, потому что имеются отличия в вероучении. Но почему возникли эти отличия?

Кто для вас духовный авторитет?

Все дело в авторитете. К сожалению, в разных христианских церквях источники вероучительного авторитета отличаются. Вроде все церкви главный авторитет признают за Библией, но толкуют ее смертные люди каждый по-своему. И получается в итоге, что решающее авторитетное мнение остается за отдельными личностями: у кого-то это Собор, у кого-то «папа», у кого-то местный епископ, пастор, священник или другой религиозный лидер… Иисус Христос предвидел такое развитие событий, поэтому сразу предупредил Своих последователей, что религиозный авторитет может быть только у Бога Сына и Отца. Иисус запретил тем, кто станут служителями Его церкви именовать себя учителями, отцами и наставниками, как это делали иудейские религиозные лидеры того времени — книжники и фарисеи:

«Книжники и фарисеи … любят … чтобы люди звали их: учитель! учитель! … А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом (духовным) себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23: 2,6,7,8-10).

Речь тут безусловно об авторитете. Христос этим наставлением предупредил, что человек не должен становиться для другого человека духовным авторитетом. Если бы верующие тщательно изучали прямые слова Христа, изложенные в Библии, то между христианами было бы меньше разногласий.

Апостолы донесли до человечества учение Иисуса, записав его в четыре Евангелия. А затем, в письмах церквям пытались наставить верующих в том, где они ошибаются. Но апостолы не несли своего личного учения, а лишь повторяли учение Христа! К сожалению, довольно быстро, общины начали выбирать себе своих духовных лидеров, что пытались пресечь апостолы.

Павел писал в церковь Коринфа: «У вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1:12,13).

Петр, обращаясь к пастырям, не приказывает, а просит их с любовью относиться к своей пастве, при этом называя себя лишь сопастырем: «Пастырей … умоляю я, сопастырь … пасите Божие стадо» (1 Пет. 5:1,2).

Пытаясь описать устройство церкви, апостолы применяли понятные всем образы здания и человеческого тела.

Здание церкви возводится на краеугольном (основополагающем) камне Иисусе: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, … возрастает» (Еф. 2: 20,21).

А в образе тела, Иисус является головой, а все христиане – членами, имеющими разные призвания от Бога: «Он (Иисус) есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18). «Вы (христиане) — тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:2).

Что касается служителей церкви, то в начале их не возвышали, как это зачастую делается сегодня. Новый Завет перечисляет христианских служителей (см. 1 Тим. 3:2,8, Деян. 14:23): епископ, греч. επίσκοπος – надзирающий; пресвитер, греч. πρεσβύτερος – старейшина; диакон, греч. διάκονος — служитель. Как видите из перевода, служители описаны лишь как административные должности: пресвитеры и диаконы призваны были поддерживать жизнедеятельность общин по местам, а епископы организовывать взаимодействие общин между собой.

Но на практике епископы и пресвитеры приобрели со временем вероучительный авторитет. Поэтому верующие не столько изучали непосредственные слова Иисуса и апостолов, сколько верили в их толкование своими духовными наставниками. Если бы рядовые верующие сами внимательно изучали Писание, рассуждали между собой о его текстах, если бы имели реальный «братский» голос в своих общинах, то они могли бы обсуждать со своими авторитетными братьями их возможные заблуждения. Но незыблемость авторитета местного церковного руководителя не позволяла противоречить ему. В итоге, если заблуждался высокопоставленный служитель, его неверное толкование Писания принималось всеми общинами, которые были под его руководством. А если решение принималось на Соборе большинством голосов, то его доктрины становились обязательными для тех церквей, которые признавали этот Собор. Затем, в последующие годы, преемственность и уважение к предкам, редко давали исторгнуть вошедшие в церковь заблуждения.

Повторим: чрезвычайно важен правильный выбор решающего авторитета. Кто для Вас глава церкви: какой-то один смертный человек, группа лиц или ее основатель – Господь Иисус? С одной стороны, легче доверять лидеру, которого видел или слышал. Но, с другой, Христос жив и находится рядом с нами, и призывает нас жить в соответствии с оставленным Им учением:

«Научите все народы.., уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:19,20).


Валерий Татаркин


      Теги: Только Иисус Христос Глава церкви. Толкование Священного Писания и анализ истории
Авторские материалы защищены действующим законодательством.
При использовании указывать автора, название сайта и материала
Valery Tatarkin
E-mail: apologetica-site@mail.ru