Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о неправедном судье Лук.18:1-8 Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о неправедном судье Лук.18:1-8. Толкование





     

Притча о неправедном судье. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о неправедном судье Лук.18:1-8

Лук.18.1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Сначала определим адресата - тех, к кому обращался Иисус: В первую очередь, это ученики Иисуса. Но слушали притчу также и фарисеи.

Лук.17:20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им… 22 Сказал также ученикам...

Смотрим выше и ниже, исследуем контекст: предыдущая глава повествует о вере одного из десяти прокаженных (Лук.17:11-19), и заканчивается рассказом Иисуса фарисеям и ученикам о Его Втором Пришествии (Лук.17:24-37). Сразу под притчей идёт другая притча о молящихся фарисее и мытаре (Лук.18:9-14). А далее речь идёт о младенцах, которых, по словам Иисуса, есть Царствие Божие.

Теперь попытаемся определить Типологию данной притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) В первом тексте, мы видим, поднимается тема о молитве, которая далее раскрывается и иллюстрируется «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лук.18.1). Похоже, что данная притча – иллюстрация на тему молитвы. Но это не просто притча-иллюстрация, так как в тексте есть сравнение. В притче сравниваются: защита от неправедного судьи и защита от Бога. Вспомним принцип притчи-сравнения: если малое верно, то больше, тем более верно.

Делаем вывод: это притча СРАВНЕНИЕ на тему сопоставления помощи от неправедного судьи и от Бога.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о неправедном судье Лук.18:1-8

Из данной притчи некоторые верующие делают неверный вывод о характере Бога. Они думают, что в бедной вдове описан прообраз молящегося верующего, а в неправедном судье — Господь, к которому обращена молитва. Однако, это не так. Мы не должны искать чёткие прототипы в притче, если прямо в тексте они не указаны, не истолкованы. В еврейских притчах, прообразы есть не у всех героев, что было пояснено во Вступлении. А иногда и вовсе не бывает прототипов, как например, в этой притче.

Суть причти в следующем: если уж малое верно – судья неправедный помогает – защищает вдову, то большее, тем более верно - любящий Бог, тем более помогает – дает защиту Свому народу!

Судья – это просто судья, а не Бог. Посмотрите на характер судьи:

  1. Судья в притче немилосерден к попавшей в беду вдове. Хотя, в Священном Писании Бог особо настоятельно призывает помогать мало защищенным людям, особенно часто в этой связи перечисляются сироты и вдовы (Исх.22:22; Втор.24:17-20; 26:12,13; 27:19), так как и первые и вторые не имеют кормильцев и защитников. Вдове в восточных странах, в ту эпоху, было сложнее, чем сейчас в цивилизованном мире. В то время мужчина был кормилец и обладал особыми юридическими правами, которых не было у женщины. Вдова, особенно не имеющая взрослых сыновей, была сильно ограничена в юридических действиях. Поэтому Иисус героем причти делает вдову, прямо показывая на то, что судья был безжалостным даже к особо нуждающимся беззащитным людям.
  2. Судья безразличен к чужой боли. В притче прямо сказано, что судья долгое время НЕ ХОТЕЛ помогать вдове. То есть речь тут идет не о лени, а о его безразличии: этот человек был с холодным сердцем и не любил делать другим добро. Сподвигла на помощь судью ТОЛЬКО неотступность вдовы, о чем он прямо заявил: не дает мне покоя. Простыми словами – вдова ему просто надоела своими визитами и просьбами.
  3. Судья нерелигиозен. Прямо написано, что он Бога не боится (Лук.18:2,4)..
  4. Бестыден. У судьи нет совести – он людей не стыдиться (Лук.18:2,4). То есть, ему даже не стыдно, что он не помогает нуждающемуся, хотя и может это сделать.

Разве выше в судье описан прототип любящего Бога? Конечно, нет! В судье мы видим дорвавшееся до власти ничтожество со злым надменным характером.

Также и бедная вдова не символизирует каждого молящегося, а этот образ взят для усиления эффекта, чтобы показать низость и подлость судьи.

В причте-сравнении используется приём сопоставления: если малое верно, то большее тем более верно. Малое: если безжалостный судья оказывает помощь ненавистной ему бедной вдове. Большее: тем более любящий Бог всегда готов оказать помощь Своему избранному народу. Такой вывод прямо озвучен в тексте притчи.

Лук.18.1 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.

Возможно, нам иногда кажется, что Бог медлит. Да, Он не торопится являть чудо по первой же просьбе. Но это не потому, что Он не слышит наши молитвы. А потому, что еще не пришло нужное время. Иисус успокаивает верующих, призывая их не расстраиваться, а подождать, ведь Бог даст им защиту вскоре.

Многие верующие разочаровываются не получая оперативного ответа. Но Иисус говорит им, что должно всегда молиться и не унывать. Речь конечно не о том, что нам нужно докучать Богу, как надоедала судье бедная вдова. Наоборот, Иисус этой притчей показывает, что Бог «всегда» слышит Свой избранный народ. Фраза «всегда молится» указывает на то, что не нужно отчаиваться, и прекращать молитву, если мы не видим ответа. Надо продолжать ВЕРИТЬ, молиться и не унывать! Но, к сожалению, веры в людях не много.

Перед данной притчей, Христос как раз говорил с учениками на тему недостатка веры, и похвалил одного из прокаженных – иноплеменника Самарянина, который исцелился и спасся благодаря своей вере.

Лук.17: 5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. 19 И сказал ему (иноплеменнику): встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Притча о неправедном судье связана с предшествующим разговором Иисуса о вере и Его Втором Пришествии. Поэтому Христос заканчивает эту причту вопросом с некоей жалостью и упреком к человечеству, как бы показывая на недостаток веры в людях:

Лук.18:8 Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

ВЫВОД их притчи о неправедном судье: в начале притчи Иисус Сам указал на её цель: показать, что нужно «всегда молиться и не унывать» (Лук.18:1). Бог слышит все молитвы Его детей и Он обязательно даст им защиту в своё время, нужно только продолжать верить.

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о неправедном судье. Лук.18:1-8. Комменатрий, БИБЛИЯ