Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )
Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга Лук.11:5-13. Комментарий







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.




Облако тегов: Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга Лук.11:5-13. Толкование





     

Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросом по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорил о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

Конечно НЕТ!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как огорчение — жалость Иисуса к несчастным заблудшим чадам.

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют.

Пс.77:2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания (в оригинале חִידָה‎ - загадки) из древности 3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, 4 не скроем от детей их

Всё дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Притчи в Израиле – это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения.

Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником (Мар.4:10). То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными чертами характера или поведением, мартышка — на другого индивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни (аллегории) есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прообраз/прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинистические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.


Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга Лук.11:5-13

Лук.11.5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. 8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11 Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Сначала определим адресата: это ученики Иисуса

Лук.11: 1… Один из учеников Его сказал Ему: … 2 Он сказал им: 5 И сказал им (ученикам):

Смотрим выше и ниже, определяем контекст. Над притчей Иисус произнес молитву «Отче наш» в ответ на просьбу учеников научить их молиться. Под притчей идет история об изгнании беса из немого.

Теперь попытаемся определить Типологию этой притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Как мы увидели, перед притчей ученики попросили Христа научить их молится, и в ответ Иисус им дал молитву «Отче наш».

Лук.17.1 … Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться

То есть, выше притчи поднимается тема о молитве. И в самой причте рассматривается вопрос прошений у Бога, то есть опять же идет разговор о молитве. Значит, похоже, что эта притча – иллюстрация на тему молитвы. Однако, это не просто притча иллюстрация, так как в её тексте есть сравнение.

В притче сравниваются: ответ на просьбу от ленивого друга и ответ на просьбу от Бога Отца.

Вспомним принцип притчи сравнения: Если малое верно, то больше тем более верно.

Делаем вывод: это притча СРАВНЕНИЕ, сопоставляющая в иллюстрации помощь и милость двух героев – ленивого друга и Бога.

Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о друге, просящем хлеба в полночь Лук.11:5-13

Многие, читая эту притчу, неправильно понимают характер Бога. Некоторые толкователи считают, что человек, просящий хлеба, это молящийся верующий, а друг, к которому он пришёл, символизирует Бога.

Однако, это не верно. В этой притче не нужно искать прототипов у всех героев. Отказывающий в помощи друг — это нерадушный товарищ, а не прообраз Господа. Бог Отец разве говорит Своим детям — людям: «Не беспокой меня, я закрылся, лёг спать, и мои дети рядом спят»? Hет, конечно!

Суть притчи в следующем: если уж малое верно – нерадушный друг помогает, то большее, тем более верно — любящий Бог, тем более услышит молитву и поможет! Богу Отцу не надо долбиться в дверь, а лишь постучать, Он слышит и подаст просимое.

Сразу под притчей, Иисус приводит примеры того, как любящий земной родитель отвечает на просьбы его родного дитя. И вновь Христос приводит сравнение: если земной отец, испорченный грехом (злом), удовлетворяет просьбы своего ребёнка: то «тем более» (Лук.11:13) Небесный Отец слышит просьбы Своих детей и ответит на них:

Лук.11:11 Какой … отец, когда сын попросит … хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею…? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Нас не должно смущать, что тут упомянут Дух Святой, вместо материальной помощи от Бога Отца, которая вроде напрашивается в противовес хлебу, рыбе и яйцам. Это не случайно. Здесь опять же идёт сравнение. Земной родитель даёт хлеб, рыбу и яйцо… А Небесный Отец готов дать Своим детям не только материальные блага, но даже гораздо больше – Самого Себя. Так и произошло, когда Божий Сын пострадал за людей на Голгофе (Иоан.3:15). А теперь Дух Святой на земле помогает верующим (смотри 14 и 16 главы Ев. От Иоанна, а также книгу Деяния апостолов).

В притче Иисус прямым текстом пообещал верующим, что Бог слышит все их просьбы и даст на них ответ:

Лук.11:9 … просите, и дано будет вам; … 10 ибо всякий просящий получает.

Конечно, далеко не все верующие убеждены в том, что Бог их слышит. Об этом переживал Иисус в похожей притче о неправедном судье, которую мы рассмотрим ниже. Но мы должны научиться верить! Порой христианин расстраивается и даже раздражается, когда не получает желаемый ответ на молитву. Но следует понимать, что не всё просимое полезно для нас и/или окружающих нас людей, не всё ведёт к спасению. Бог действует по конкретной ситуации, учитывая массу критериев и оценивая широкий круг последствий. Но Он в любом случае отвечает на наши просьбы. Порой мы не согласны с Его ответом, но мы должны довериться Ему! А узнаем причину такого решения мы позже — в будущем, проанализировав долгосрочные последствия, или после воскрешения на небесах.

На эту тему есть короткая история. Один верующий жалуется другому, мол, Бог не отвечает на мои молитвы. А тот ему парирует: «А мне Бог всегда отвечает. Он иногда говорит: «Да», иногда «Нет», а иногда «Подожди».

ВЫВОД из притчи о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга : Нам не нужно сомневаться, и думать, что Бог не слышит наши просьбы. Бог ответит на наши молитвы в своё время и нужным образом!

Валерий Татаркин




► Толкование на другие притчи Иисуса Христа



Валерий Татаркин


 
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете прочитать иные вопросы - ответы по Библии
о первом чуде Иисуса Христа >> О толковании Притчи 31:6,7 "Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею" >>
      Теги: Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга Лук.11:5-13. Комменатрий, БИБЛИЯ