Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: ИСТОРИЯ Праздника ПАСХА, православная, католическая





     

История: Праздник Пасха православная и католическая

  • ВОПРОС ОТ СНЕЖАНЫ
    Почему православне христиане Светлый праздник Пасху празднуют отдельно от католических христиан?

Ответ на этот вопрос содержится в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”, но зная, насколько этот вопрос интересен для многих людей, я на него еще раз отвечу.

Каждую весну христиане исторически распространенных церквей справляют один из самых любимых праздников – Пасху. На праздничных столах многих верующих обязательно находятся крашеные яйца и пасхальные куличи. Значительная часть христиан верят, что именно так Пасху отмечать им повелел Иисус Христос и апостолы. Но так ли это на самом деле? В этом материале дана библейская и историческая справка о Пасхе.

Впервые Пасха упоминается в Ветхом завете Библии в 12 главе книги Исход. Господь так называет трапезу, состоящую из мяса агнца с пресным хлебом и горькими травами.

“Пусть съедят мясо его (агнца) ... с пресным хлебом и с горькими травами … это - Пасха Господня” (Исх. 12:8,11).

Этот ужин должен был состояться 14 Нисана (Нисан, он же Авив, - первый месяц еврейского года по лунно-солнечному календарю, выпадает на весну по современному григорианскому календарю) в ночь выхода евреев из Египетского рабства, в котором они пребывали уже долгое время. Господь повелел, чтобы верующие помазали кровью убитого агнца косяки своих дверей, а затем его скушали. Эти действия были глубоко символичны и носили пророческий характер относительно миссии Иисуса Христа. Смерть в тот день прошла мимо домов верующих, а в остальных семьях погибли первенцы. Именно поэтому этот праздник носит название Пасха (Песах) – в переводе с евр. “прохождение мимо”. Принятие тогда верою казалось бы бессмысленных наставлений Господа, указывало на принятие впоследствии также верою заместительной жертвы Иисуса Христа за грехи каждого человека.

Бог дал повеление Израильтянам каждый год 14 Нисана справлять Пасху – удалять из домов старую закваску, съедать агнца с горькими травами и пресным хлебом. Во время Ветхого завета, верующие евреи в этот день вспоминали их счастливый выход из под рабства фараона и все чудеса, которые сопровождали это событие. А удаление старой закваски из домов, как бы показывало готовность людей обновить свою жизнь - удалить из своих семей закваску, символизирующую растущий как дрожжи грех. Поэтому, следующие за Пасхой дни назывались праздником Опресноков.

“Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом … станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины” (1 Кор. 5:7,8).

Иисус умер на кресте именно в еврейскую Пасху, став истинным агнцем, исполнив то пасхальное пророчество, а также воплотив прообраз жертвенных животных, которых в качестве заместительной жертвы приносили в Иерусалимском храме люди за свои грехи.

Перед казнью Иисус со своими учениками тоже вкушали пасхального агнца, после чего Христос дал наставление отныне воспоминать Его другим образом – пригубляя вино и преломляя хлеб, которые должны были стать символами принесенного за людей в жертву Его тела и пролитой крови (см. Евангелие от Луки 22:19,20).

Для христиан иудейская Пасха наполнилась новым содержанием. Преломляясь через служение Христа, Пасха стала воспоминанием заместительной жертвы Иисуса как пасхального Агнца и символом освобождения людей от власти греха. Тогда в Египте люди, поверившие Богу, спаслись от гибели кровью агнца, помазанной на косяках дверей. Затем Творец вывел Свой будущий народ из-под рабства фараона. Так и христиане благодаря Агнцу Иисусу и Его жертвенной крови спасены из рабства греха для безгрешной жизни здесь на Земле и вечного благоденствия в Царствии Небесном.

Епископ города Сарды Мелитон (II век) в гомилии «О Пасхе» (пп. 57,67) писал:

«Вначале же Господь предуказал Свое страдание в патриархах, в пророках и во всем народе, запечатлев через закон и пророков … Он, как агнец ведомый, и как овца закалаемая, искупил нас от служения миру, как от земли египетской, и избавил нас от рабства диаволу, как от руки Фараона, и запечатлел наши души Своим Духом, и члены тела — Своей кровью».

Апостол Павел в послании к Коринфянам также пояснял связь Иисуса и Пасхи:

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Значительная часть христиан первых трех веков Пасху, как и иудеи, отмечали вечером 14 Нисана по еврейскому лунно-солнечному календарю в независимости от дня недели. Этот факт не оспаривается ни историками, ни богословами. Конечно, праздник сильно отличался от иудейского. Не было в нем ни агнца, ни горьких трав. На Пасху, как и в другие дни, когда христиане собирались для воспоминания Христа, они совершали евхаристию - преломление хлеба и причастие вином, как научил их Иисус и Его ученики. Дело в том, что Господь и апостолы не давали наставления праздновать воскресение Христа, что большинство христиан сегодня делают в Пасху. Но наоборот – призывали к воспоминанию жертвенной смерти Иисуса вплоть до Его Второго Пришествия (см. 1 послание к Коринфянам 11:26).

Однако со временем большинство христиан захотели полностью отделиться от иудеев, для чего было необходимо и перенесение Пасхи. Ряд церковных деятелей решили переместить праздник с 14 Нисана на воскресенье после Иудейской Пасхи. Споры о правилах справления Пасхи шли длительное время. Некоторые христиане сопротивлялись новациям. Римский епископ Виктор в 191 году даже на время отлучил от церкви братьев Асии (Малой Азии) за отказ принять Пасхальное воскресенье.

Один из отцов церкви, епископ Евсевий Памфил (263—340 гг.) в V томе (п. 24) Церковной истории приводит письмо асийского епископа Поликрата к епископу Рима Виктору о праздновании Пасхи 14 Нисана:

«Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, …; Иоанна, возлежавшего на груди у Господа... Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, … поступаю так».

В 325 году на I Вселенском соборе, прошедшем в Никее, было принято окончательное решение не справлять Пасху «по-иудейски». Однако даже после запрета празднования Пасхи 14 Нисана споры о ней не утихли. До сих пор западная (ныне католическая) и восточная (ныне православная) церкви не могут прийти к единству в вопросе о дате празднования Пасхи и отмечают ее в одно из воскресений весны, определяя его каждая по своим методикам, с использованием разных календарей (католицизмом – григорианского, православием - юлианского), поэтому чаще всего по разным дням.

В 2012 году Пасха в католической церкви справляется 8 апреля, а в православной – 15 апреля; в 2013 году, соответственно - 31 марта и 5 мая, а в 2014 г., православная и католическая Пасха выпли на один день 20 апреля. В 2015 г. даты празднования пасхи вновь разойдутся - и выпадут на 5 и 12 апреля соответствено.

Что касается привычных пасхальных кроликов, куличей и крашеных яиц – эти новации, по мнению многих богословов и историков, вошли в христианство из язычества и прижились в популярных церквях спустя столетия со времени жизни Иисуса и апостолов.


Валерий Татаркин


Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

      Теги: ПАСХА православная, католическая, ИСТОРИЯ праздника
Авторские материалы защищены действующим законодательством.
При использовании указывать автора, название сайта и материала
Valery Tatarkin
E-mail: apologetica-site@mail.ru