Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )







ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии




Облако тегов: кошерная еда, КАШРУТ, христиане, Библия





     

Кошерная еда актуальна ли для христиан? Кашрут

Давайте продолжим размышление о чистой и нечистой пище. В иудаизме соблюдение требований о еде, изложенные в 11 главе книги Левит, называется Кашрутом, а сама еда, соответствующая Библии – кошерной едой. Как Вы уже увидели, Иисус не учил отмене Кашрута – закона о нечистой пище (об этом мы рассуждали в материале “Свинина в Библии. Закон о чистой и нечистой пище” ). Именно поэтому апостол Петр, не стал есть нечистые продукты, которые он увидел в видении (читайте об этом прошлый материал “Библия. Чистая и нечистая пища”).

Чтобы утвердиться в том, что Новый завет не отменяет закон Кашрута, то есть для христиан все еще актуальна кошерная еда, давайте разберем еще несколько новозаветних текстов, которые якобы говорят об отмене Кашрута.

Для начала, надо вспомнить, что Иисус и апостолы не учили отмене Божьего закона. Все тексты, которые приводятся сторонниками отмены закона, в контексте повествования имеют совершенно иное значение. Наоборот, в Новом завете есть множество текстов возвышающих закон. Подробнее об этом читайте в моей книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" в главах "Актуальные заповеди Ветхого Завета Библии", "Ветхий завет и Новый. Закон Моисея, Писание" (лучше конечно прочитать всю книгу, так как мысль в ней раскрывается поступательно). Кроме этого, Библия неоднократно говорит о неизменности Бога и Его закона, что также не вкладывается в теорию полной отмены закона Моисея, включая заповеди о Кашруте (кошерной еде). Читайте об этом в моей книге в главе "Бог неизменен и Его закон не изменяется".

Итак, давайте рассмотрим те тексты, которые, якобы отменяют ветхозаветное требование закона о Кашруте (кошерной еде) для христиан. Напомним, что в предыдущих материалах на эту тему, мы рассмотрели слова Христа "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его…" (Мар. 7:15) и Петра "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым…" (Деян. 10:15). Анализируя эти стихи в контексте повествования, явно видно, что речь там шла совершенно об ином.

Теперь же мы рассмотрим “спорные” слова апостола Павла. Начнем мы с послания к Коринфянам.

“Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1 Кор. 8:8).

С первого взгляда, весть фразы однозначна: то, чем мы питаемся не важно для Бога. Однако, такая мысль не согласовывается с другими текстами Библии, включая новозаветные. Если для Господа не важно, что человек кушает, то тогда зачем Он дал в Ветхом Завете четкие ограничения касаемые еды. Боле того, Бог кошерную еду сделал частью Своего закона, то есть заповедями Библии. А после перечисления некошерной пиши в 11 главе книги Левит, Господь возвестил, что закон Кашрута – это один из неотъемлемых показателей святости Божьего народа:

Лев.11:44 “Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным…”(речь идет о животных непригодных для кошерной еды)

Напомним, что термин святость в Библии происходит от глагола “кадош" – отделять. Читайте об этом главу “Библейские понятия «святость» и «праведник»” моей книги.

Получается, что Бог своему народу дал закон о Кашртуе, связав это с их святостью, а потом через апостола Павла сказал, что пища не приближает к Нему. Зачем тогда изначально Господь вводил эти заповеди? Чтобы понасмехаться над людьми, когда они будут стараться исполнять Его наставления, или чтоб поиздеваться над ними, дав им ненужные запреты…? Конечно, это не согласуется с характером Бога и с Его словами, что все Его заповеди даны для блага человека.

Как я уже писал в предыдущих материалах, кошерная еда больше подходит для питания человека по биологическим и физиологическим показателям. Кроме этого, соблюдая Кашрут, люди в повседневной жизни всегда имеют ощущение границы – необходимости разделения плохого от хорошего, чистого - от нечистого, угодного Богу - от неугодного. Безусловно, это помогает человеку всегда помнить о присутствии Бога в нашей жизни и Его заботе о нас.

Итак, вернемся к Павлу. Сегодня его фраза “Пища не приближает нас к Богу” (1 Кор. 8:8) большинством христиан воспринимается как разрешение вкушать всякую еду. Однако, давайте посмотрим на контекст повествования. Нужно понимать, что Павел писал не перечень христианских тезисов и правил. Апостол писал письмо братьям христианам из языческого города Коринф. И конечно все фразы этого письма являются неделимой частью единого послания, и не могут употребляться и толковаться отдельно от всего текста. Стоит напомнить, что ранее деления текста на главы и стихи не было и все книги Библии читались полностью или отдельными отрывками с законченной мыслью.

С учетом вышеизложенного, если мы посмотрим на контекст, в котором была произнесена фраза Павла о пище, то ее смысл тут же приобретет конкретный смысл. Посмотрите, с каких слов начинается 8 глава Первого послания к Коринфянам и как она продолжается:

1 Кор. 8:1 идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание … 4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется".

То есть, вплоть до исследуемого нами 8 текста Павел говорил исключительно об идоложертвенном. Разумеется, что и в 8 тексте речь продолжается о том же. И далее повествование идет на ту же тему. В 9 стихе он утверждает, что хоть мы свободны есть идоложертвенное, но должны заботиться о других. Дело в том, что в городе Коринфе, как и во всей Римской империи, у новообращенных христиан была проблема с тем, что подавляющее большинство жителей все еще были язычниками и приносили жертвы идолам, питались этим мясом и продавали его на базарах. И христиане не знали, как им правильно поступать. Павел здесь и далее в 10 главе Первого послание Коринфянам им объяснил, что идол не существует, поэтому в принципе значит и мясо ему посвященное тоже нельзя назвать по этой причине нечистым. Однако, среди христиан были слабые в вере, которые еще не полностью отвыкли от принесения жертв идолам, так как они этим занимались всю свою предшествующую сознательную жизнь. Естественно им было сложно сразу понять, что идол ничто. В их памяти еще были свежи воспоминания поклонения языческим богам и связанные с этим эмоции. Кроме этого, служение идолам – это служение фактически дьяволу, который исказил в умах людей обряд заместительных жертвоприношений.

Поэтому Павел в 8 и 10 главах рассуждая об идоложертвенном, пишет, что в принципе идол ничто, так как он (какой-нибудь языческий бог) не существует, и мы можем спокойно кушать идоложертвенное. Но если кто-то из христиан может подумать, что он сам или его братья участвуют в служении сатане или языческим богам, то такому человеку лучше избегать идоложертвенного.

1 Кор. 8:10 "Ели кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос".

Павел так объясняет подобное разрешение кушать еду посвященную идолам:

1 Кор. 10:23 "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает."

Теперь мы посмотрим на слова Павла из послания к Римлянам. Многие считают, что они освобождают христиан от Кашрута (необходимости вкушения кошерной еды).

Рим.14:6 "Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе."

Однако, если внимательно прочитать эту главу, то видно что речь в ней идет о том же, что и в послании к Коринфянам. Павел опять рассуждает о том, что вкушение мяса может стать для некоторых людей причиной впадения в грех, если они думают, что это есть нарушение закона Божьего.

Рим. 14:15 "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер."

Посмотрите, о ком говорит Павел.

Рим.14:1 "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи."

То есть, немощный совсем не ест мяса. Почему? Он просто боится, что съест идоложертвенное – то, что посвящено бесам. Если бы здесь речь шла о Кашруте, то в Библии четко перечислена кошерная еда, то есть тут никаких сомнений у верующего быть не может. На счет разделения мяса по этому критерию, нет никаких проблем – Писание недвусмысленно перечисляет чистых и нечистых животных. Но с идоложертвенным, другое дело. Как мы писали выше, такое мясо продавалось на торгу, и человек не знал, что покупает. Павел их успокаивал:

1 Кор.10:25Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести”

Но не все еще осознавали, что идол ничто и продолжали остерегаться мяса, посвященного идолам. В послании к Римлянам, Павел говорит, чтоб более крепкие в вере братья не осуждали своих немощных братьев. Причина в том, что если человек считает, что согрешает перед Богом против Его закона, то для него это и вправду будет грехом, так как противоречит его вере.

Рим. 14:25 “Все, что не по вере, грех”

Как видите, речь о Кашруте (кошерной еде) здесь идти не может, так как Павел рассматривает две позиции христиан: тех, кто совсем не ест мяса (немощные), с тем, кто ест мясо (более опытные верующие). В целом, основная мысль Павла здесь – о запрете осуждения. Мы не можем вмешиваться в отношения Бога и конкретного человека. Господь Сам вправе простить и вразумить…

Рим. 14:4,10 “Кто ты, осуждающий … ? … ты что осуждаешь брата твоего? … что унижаешь брата твоего?”

Итак, Кашрут, то есть кошерная еда не отменена Новым заветом, как и многие другие заповеди закона Моисея, наставляющие человека в морально-нравственном, этическом или физиологическом плане.

Стоит отметить, что в Новом завете есть четкое указание на то, что понятие нечистая пища не пропало из Божьего учения. В последней книги Библии "Откровение" апостол Иоанн, описывая наказание отступившего от Бога народа, конкретно упоминает нечистых птиц, которые найдут себе пристанище на останках некогда великого города Вавилон. Многие богословы понимают, что Вавилон это не какой-то определенный земной город, а символ отступления. И здесь мы видим, что это отступление связано с нечистотой, включая нечистых животных.

"После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба ... И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы”.


Валерий Татаркин


Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)

Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

      Теги: Кашрут, кошерная ЕДА, христиане, Библия
Авторские материалы защищены действующим законодательством.
При использовании указывать автора, название сайта и материала
Valery Tatarkin
E-mail: apologetica-site@mail.ru