Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )






ВНИМАНИЕ!


ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt.
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии



Облако тегов: Обрезание в Библии и первой христианской церкви. Толкование Библии
     

Обрезание в Библии. Проблема обрезания в первой христианской церкви

Взгляд на проблему обрезания в первой христианской церкви через послание к Галатам

Сегодня мы с Вами прочитаем первую и начало второй главы послания апостола Павла Галатам, в ключе проблемы обрезания в христианской общине Галатии

Для правильного понимания этого послания (впрочем как и в целом всех книг Библии) нужно учитывать контекст, то есть историческую, культурную и религиозную атмосферу того времени. В I-м веке нашей эры Галатия была провинцией Римской империи. Павел был основателем христианской церкви в Галатии, проходя по ней во время своего второго (см. Деян. 16:6) и третьего миссионерского путешествия (см. Деян. 18:23). Павел хорошо знал многих членов этой церкви, поэтому без особой дипломатии выбирает довольно резкие выражения, критикуя новации – дополнения сверх проповедуемого им учения, которые вошли в церковь Галатии во время его отсутствия.

С 1 по 5 текст I главы идет приветствие и восхваление Бога. Сразу отметим, что деление на стихи и главы отсутствует в оригинале. Иногда оно помогает, а иногда мешает изучению Библии, так как многие верующие смотрят на Библию как на список текстов. Хотя на самом деле Библию нужно изучать по смысловым отрывкам, ведь Библия – это письма и проповеди, а не сборник тезисов.

1 Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: 3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь.

А с 6 текста, Павел сразу переходит к вразумлению. Видимо ситуация, царившая в церквях Галатийских, о которой ему рассказали, сильно расстроила и потрясла Павла, что он в письме сразу перешел к делу и принялся критиковать и отчитывать церковь. Он чувствовал на это право, раз основал ее и научил. А кто входил в эту церковь?

Во время миссионерских путешествий Павел всегда сначала проповедовал в синагогах, где рассказывал о том, что ожидаемый и предсказанный в Писании Христос пришел и это был Иисус из Назарета. Христос это греческий перевод еврейского слова Мессия – Машиах. Синагоги посещали как иудеи, так и боящиеся Бога язычники. Поэтому первую христианскую церковь образовывали обращенные иудеи и язычники, не успевшие принять иудаизм, но уже верящие в Бога Израилева. Они вышли из синагог и образовали новые общины последователей Иисуса Христа из Назарета. Христианство долгое время считали сектой иудаизма.

Далее церковь пополнялась верующими из этих же групп плюс уверовавшими в Бога язычниками, ранее исповедовавшими других богов. То есть первые церкви условно состояли из трех групп: 1 – иудеев, поверивших, что Иисус из Назарета — это есть долгожданный Мессия – Христос; 2 — боящихся Бога язычников, посещавших синагогу, также уверовавших в Иисуса как в Христа; 3 – обращенных из неверия язычников, которые уверовали сразу в Бога Отца и Иисуса Христа.

Итак, Павел сходу в послании переходит к критике

Гал. 1:6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию

Павел удивляется, что христиане Галатии забыли то, к чему он их призывал и перешли к иному богословию. Далее он поясняет

7 которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

Здесь апостол поправляется и говорит, что богословие Галатов не совсем уж иное. Согласно древнегреческому словарю, фраза, переведенная как «не иное» — «οὐ ἄλλος», говорит о другом предмете, но такого же типа. Под “не иным”, Павел подразумевает, что учение, которое было проповедуемо в Галатии, было не чем-то чужеродным христианству. Просто внутри их церкви появились люди, которые искажают богословие о Христе.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

Здесь Павел напоминает, что предупреждал христиан Галатии держаться того богословия, которое они услышали изначально от него - Павла и сопровождавшего его Силы. Апостол говорит, что анафеме, то есть исторжению, подлежит все, что противоречит той вести, которую галаты получили от Павла и Силы в начале становления их церкви.

10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. 11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

С 10-го текста Павел начинает доказывать честность и искренность своей позиции, убеждая, что не ищет человеческой выгоды и не выполняет чей-либо людской заказ, обращаясь с данным письмом к Галатам, а действует только в интересах Бога! Павел утверждает, что Евангелие, то есть богословие, которое он им изначально принес, было не от людей, а непосредственно от Христа.

С 13 текста Павел вспоминает свое иудейское прошлое.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Зачем он это делает? Дело в том, что все верующие того времени знали, что Иисус из Назарета был иудей, то есть еврей — Израильтянин. Христиане прекрасно понимали и принимали, что вся вера в Христа и Бога Отца уходила корнями и распространялась по миру из Израиля. Поэтому христиане называли себя, как и Израиль, народом Божьим (см. 1Пет.2:10), считали себя сынами Израиля в религиозном смысле, а не в этническом, т.е. не в национальном (см. Иак.1:1; Откр.2:14; 21:12; Рим.2:28,29; 9:6-8; Гал.6:16; Еф.2:12; Евр.8:10). Зная это, Павел для придания авторитета своим излагаемым в письме аргументам, напомнил, что он Израильтянин и с детства воспитывался в этой вере.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,

В 15-ом и первой половине 16 текста Павел опять указывает на то, что был поставлен на служение не людьми, а непосредственно Бог, избрал его от утробы матери и призвал благовествовать о Его Сыне Христе язычникам.

16 … — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Апостол здесь пишет, что после обращения из иудея в христианина, он не поспешил в Иерусалим сразу же наладить общение с остальными Апостолами Христа. Видимо этим Павел хотел показать, что у него не было потребности учиться у апостолов Христа, так как он учился у Самого Иисуса Христа.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня. 20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. 21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. 22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, — 24 и прославляли за меня Бога.

Здесь Павел упоминает то, что он лично долго тесно общался с апостолом Петром и даже жил у него, а также имел общение с Иаковом – братом Иисуса, который в то время был лидером христианской общины Иерусалима, что видно из описания перового Собора в 15 главе книги Деяний (см. Деян. 15:13-22). Павел тут показывает, что он признаваем и уважаем как апостолами израильтянами, так и иудейскими христианскими церквями, включая Иерусалимскую, которые даже прославляли за него Бога.

То есть прежде чем перейти к богословской аргументации своей позиции, Павел “подготавливал почву”, он напомнил:

1) его поставил на данное служение Сам Бог,

2) он богослов, который имеет знания и опыт в иудаизме,

3) он уважаем другими апостолами Христа и простыми иудеями, ставшими христианами.

Такие акценты он сделал не зря, а чтобы придать убедительности дальнейшему рассуждению об иудейских традициях и законе Божьем.

Глава 2. 1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться

Здесь Павел опять вспоминает Иерусалим – на тот момент центр веры в Единого Живого Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа. Он пишет, что через 14 лет приходил туда с эллином (греком) Титом, обращенным из язычников, который был на тот момент не обрезан. Павел указывает, что предложил свое благовестие (богословие) особо знаменитейшим. Из текста понятно, что эти особо знаменитые христиане из бывших иудеев, приняли его – Павлово богословие и не заставили Тита обрезаться. Под особо знаменитейшими Павел видимо имеет ввиду непосредственных учеников Иисуса, а также брата Христа — Иакова.

Что мы здесь видим? Павел в этих текстах продолжает формировать у галатов доверие к себе и своему богословию, аппелируя к тому, что его богословие принято знаменитыми христианами-иудеями, а значит и галаты должны к нему прислушаться

А теперь обратите внимание на обрезание, упомянутое в Гал. 2:3

Павел в Гал 2:3 упоминает обрезание. Вот с этого момента Павел приступил к анализу проблем в богословии у галат. Кому-то кажется, что фраза про то, что Тит не был обрезан, но его все равно приняли знаменитые иудеи-христиане, была не основной, а лишь как часть иллюстрации проходивших событий. Но это не так. К этому и подводил Павел. Вспомним, как разворачивает свое послание апостол. Сначала он прямо заявил:

1) что его призыв на служении и его богословие исходят от Бога,

2) что его – Павла вместе с его богословием признают знаменитые и рядовые иудеи-христиане,

3) что обращенного из язычников Тита в Иерусалиме не заставили обрезаться, а приняли необрезанным.

Вот тут мы и подходим к важному моменту — обрезанию. Проблема обрезания стояла остро у галат. Кстати и не только у галат, а во многих христианских общинах (см. Деян.21:21 Рим.2:25 Фил.3:3, Кол.2:11). Дело в том, что согласно закону Божьему (закону Моисея), изложенному в Священном Писании, в народ Божий язычник мог войти только приняв обрезание и вкусив Пасху (см. Исх.12:48).

Исх.12.48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли

Нужно понимать, что во времена Павла книг Нового Завета еще не было, а ветхозаветное Писание было единственным записанным авторитетным источником Божьего откровения. То есть для всех христиан первого века слово Писание (сегодня Писание принято называть Библией) отождествлялось исключительно с Ветхозаветным Писанием. Поэтому не удивительно, что язычники, обращаемые в христианство, чувствовали необходимость обрезаться, ведь так требует Священное Писание. Что уж говорить о христианах, обращенных из иудеев. Для них Писание было центром религиозной жизни. С самого юношества иудеи еженедельно по субботам в синагоге изучали Писание, а также дома вместе с родителями обсуждали его. Безусловно, христиане из иудеев, которые еще в детстве не 8-й день были обрезаны, считали, что и язычники, которые входят в Божий народ, должны принять обрезание.

Но Павел в ответ на это заявлял, что тоже получил откровение свыше – от Самого Бога, как и авторы Священного Писания (см. Гал.1:12, Гал.2:2). И теперь настала новая эра в жизни Божьего народа, в том числе и по отношению к обрезанию!

Нужно заметить, что обрезание бывшего язычника, который решил войти в Божий народ, для иудеев было связано не только с Пасхой. Согласно иудейской традиции, так называемому устному закону, еще именуемому Преданиями старцев (см. Мф.15:2, Мк.7:3), язычник, переходящий в Божий народ, должен был пройти через массу процедур, которые придумали еврейские старейшины. Его долго экзаменовали, устраивали всякие испытания… Зачастую переход в народ Божий — иудаизм — мог затянуться на год.

При этом нужно понимать, что далеко не все иудеи четко различали письменный закон Моисея (Писание) и устный закон (Предание). Дело в том, что большинство евреев считали устный закон добавлением к Писанию по инициативе Бога. Так, кстати, продолжается и по сей день. То есть многие иудеи и соответственно первые христиане из них вышедшие, законом Божьим называли как письменный закон (Писание), так и устный закон (Предания иудейских старцев). И соответственно христиане из иудеев принуждали язычников, желающих принять христианство, то есть войти в Божий народ, совершать обрезание и плюс дополнительно проходить еще длительную процедуру, предписанную Преданиями старцев. Это было большой проблемой в первых христианских общинах.

Проблема обрезания при вхождении в христианство язычника была столь велика, что по этому поводу был созван первый Собор, описанный в 15 главе книги Деяния апостолов. Там как раз вспоминали про устный закон – Предание, назвав его “игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы” (Деян 15:10). Кстати на счет этого текста распространены заблуждения. Многие христиане считают, что игом назван записанный Моисеем Божий закон. Но здесь не могла идти речь о письменном законе – Священном Писании, установленном Самим Богом. Ведь прямо тут же далее в Деян. 15:20,21 из письменного закона Моисея апостолы поручили соблюдать несколько заповедей начинающим христианам, обращаемым из язычников.

«Написать им (вновь обращенным из язычников, то есть начинающим, христианам), чтобы они воздерживались от оскверненного идолами (заповедь Исх. 34:15), от блуда (заповедь Втор. 23:17), удавленины (заповедь Втор.14:21) и крови (заповедь Лев. 7:26,27) , и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (заповедь Исх.23:9). Ибо (потому что) [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу»

Как видим, новообращенных христиан на первом соборе освободили от принятой ранее обязанности обрезаться, но все же, дали необходимый обязательный минимум заповедей, который сразу должны были принять новообращаемые. После перечисления заповедей апостолы тут же пояснили причину, по которой эти заповеди обязательны сразу: потому, что закон Моисея по всем городам имеет проповедующих и читается в синагогах по субботам.

Что это значит? Все просто: многие язычники, которые начинали веровать в Бога Израилева, посещали для ознакомления с религией синагогу. И те из них, которые решили теперь стать христианами, обязательно знали эти заповеди из Писания. И если бы им объявили, что все наставления данные Богом в Писании, оказывается не нужны, то язычники, уверовавшие в Бога, посещая синагоги, могли подумать, что христианство это совсем другая религия и у нее совсем другой Бог, а не тот, которого они узнали и с которым знакомились в синагогах.

Внимание! В тексте Деян. 15:21 мы видим доказательство того, что должен почитаться и соблюдаться именно письменный закон (Писание), а не устный (Предание), ведь тут стоит слово “читается”. Дело в том, что в те времена в синагогах читалось только Писание, так как Предание вообще тогда еще не было записано, а передавалось устно, поэтому и называлось устный закон. Иудеи начали записывать устный закон лишь во II веке нашей эры.

Новозаветные тексты о законе Божьем

Новозаветные тексты содержат много стихов, восхваляющих закон и связывающих с его исполнением, спасение.

Сегодня часто говорят, что Павел отменил закон. Но разве это возможно?

Во-первых, Павел не мог встать на место Бога Отца и Сына Иисуса и устанавливать или отменять закон.

Во-вторых, Павел не мог противоречить Иисусу и другим апостолам, которые постоянно вспоминали, цитировали Божий закон и восхваляли его (см. Матф. 7:21-23; Иоан. 14:15,21; 2 Пет. 2:9, 1 Иоан. 2:4, 1 Иоан. 5:3, Иак. 2:8-10; Откр. 12:17; 14:12; 22:14,15).

В-третьих, только Павел высказывал такие спорные фразы о законе. Но разве Новый завет – это завет апостола Пава, разве это не Новый завет Иисуса Христа и всех апостолов?

В-четвертых, только относительно Павла в Библии есть конкретное указание, быть аккуратным с толкованием его посланий. Апостол Петр в 2 Пет.3:16 четко заявлял, что многие верующие через неправильное понимание посланий Павла погибнут! Разве мы можем закрывать глаза на данное предупреждение Божьего апостола?

В-пятых, Павел не отменял, а наоборот постоянно цитировал и не раз восхвалял Божий закон, если внимательно читать его послания. Павел нигде прямо не писал об отмене закона, о том, что нет нужды читать и исполнять его заповеди, а рассуждал о приоритетах, в частности, что спасаемся мы не законом, а жертвой Иисуса. Давайте посмотрим на слова Павла, почитающие и превозносящие закон:

«…В Моисеевом законе написано: … Так, для нас это написано» (1 Кор. 9:9,10)

«…Я был … для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом» (1 Кор. 9:9,10)

«Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13)

«…Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26)

«…Мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31)

«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12)

«…Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7:14)

«Соглашаюсь с законом, что он добр» (Рим. 7:16)

«…По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:22)

«…Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо (потому что) закону Божию не покоряются» (Рим. 8:7)

Как было отмечено выше, устным законом процедура вхождения в иудаизм язычника, была чрезмерно усложнена. Это было не приемлемо, так как в христианство, которое активно понесли по языческим странам апостолы, пожелали войти большие массы язычников. Да и само обрезание могло быть препятствием, когда речь шла о массовом обращении и быстром росте церкви.

И вот еще что важно! Давайте вспомним, что являлось обязательным условием согласно Писания (Исх.12:47-49) для вхождения обращаемого язычника в Божий народ? Пасха!

Однако в Новозаветное время Пасхального агнца новообращенным христианам по закону Моисея убивать было уже не нужно и даже нельзя, так как Иисус исполнил все прообразы заместительных жертвоприношений. То есть выполнить требование Письменного Божьего закона, а именно вкусить Пасху, язычник, обращаемый в новозаветный Божий народ – христианство — уже не мог! Поэтому на счет Пасхального агнца и не было споров. Однако на счет необходимости обрезания шли постоянные дискуссии. Поэтому Павел и пытался, приводя разные аргументы пояснить, что обрезание как и вкушение Пасхального агнца уже не требуются для вхождения в Божий народ, хоть этого и записано в Писании. Ведь эти заповеди уже исполнились!

А как понять, что заповедь исполнилась? Давайте посмотрим, как Иисус разъясняет актуальность Божьего закона.

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля (до конца времени), ни одна иота или ни одна черта (буква или знак) не прейдет (не упраздниться) из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18)

Итак. Заповедь о Пасхальном агнце исполнилась? Конечно, ведь он указывал на Христа (см. 1 Кор.5:7), был образом заместительной жертвы – истинного Агнца Иисуса.

А заповедь об обрезании исполнилась? Давайте разбираться. Когда была дана заповедь об обрезании?

История заповеди об обрезании

Завет обрезания Авраам получил в 17 главе книги Бытие после рождения у него сына Исмаила от служанки Агари.

Однако, согласно Писания, Бог назвал Араама праведным еще до его обрезания. Господь вменил Аврааму в праведность его веру – доверие Ему. Данная история описана в 15 главе книги Бытия и там мы читаем знаменитую фразу:

«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6)

Этот аргумент Павел приводит чуть далее, в 3 главе послания к Галатам. Так Павел в диспуте с воображаемыми оппонентами – иудействующими галатами, пытался им доказать, что праведность Авраама не была связана с его обрезанием.

А почему Бог дал Аврааму завет обрезания?

Давайте вспомним сколько раз Бог заключал с Авраамом завет?

Два раза — в 15 и 17 главах. В рамках первого завета Бог пообещал Аврааму дать ему потомство и во владение землю Ханаанскую. Но Авраам попросил какой-то гарантии, подтверждения Слова Господа.

Быт.15:8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

Бог часто с людьми ведет Себя так, как более понятно этому человеку. Ведь в каждом народе в каждое время есть свои традиции, стереотипы, менталитет. И Бог это учитывает в общении с людьми. Поэтому когда Авраам попросил какого-то подтверждения, то Бог заключает с Авраамом завет – договор по традициям того времени. В закреплении клятвы или договора, было принято рассекать животное, проходить между его рассеченными частями и говорить: «Пусть то же самое будет со мной, если я нарушу этот договор». Описание такой практики находят археологи в древних источниках.

В случае с Авраамом, Бог дал ему наказ рассечь тельца, козла, овна, горлицу и голубя. Кстати, животные выбраны не случайно, только эти 5 видов животных приносились в жертву за грех, что четко видно в законе Моисея. Видимо сам Авраам прошел между рассеченными животными, а затем ждал ответа от Бога. И мы читаем, что огонь прошел между ними, а далее прямо написано:

«В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт.15:18)

А что было после этого события? Авраам завел ребенка от служанки Агари, так как не мог дождаться сына от жены Сарры. Не известно сколько пришлось ждать, пока Авраам решился на такой поступок. Вышел из Ура Холдейского Авраам в 75 лет. Потом была масса событий – Авраам жил в Египте, делил землю с Лотом, разгромил царя Кедорлаомера и бывших с ним, захвативших Лота в плен… После этих событий в 15 главе он заключает завет с Богом. И далее в 16 главе сразу написано, что в 86 лет Авраам родил от Агари Измаила. То есть видимо прошло немного времени от завета до прелюбодеяния Авраама. Авраам не стал дожидаться и взял судьбу в свои руки. И после этой измены Бог не разговаривал с Авраамом 13 лет.

А когда Бог явился Аврааму в 99 лет в 17 главе, то сразу призвал его заключить с ним новый завет через обрезание.

«И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя... И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обре-зывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами (Быт.17:7-11).

Давайте перечислим три факта:

  1. Бог заключил с Авраамом первый завет в 15 главе, но Авраам частично нарушил его, так как не доверился Богу и вошел к служанке Агари.
  2. В 17 главе Бог выходит с Авраамом на общение и призывает заключить новый завет, но уже со знамением обрезания.
  3. Как Вы думаете, что грозило Аврааму за нарушение завета, если бы второй стороной данного договора (завета) был бы не Бог, а скажем земной царь. Я думаю, Аврааму бы отсекли голову или руки или ноги… Ведь того требовала им же данная клятва. Но Бог нашел такую часть тела, которая с одной стороны указывала на грех Авраама, а с другой, отсечение которой не доставляло телу существенного вреда. Отныне все потомки Авраама, быв обрезаны, должны были помнить историю своего патриарха и не допускать подобных ошибок.

А для новообращаемого в иудаизм язычника, обрезание стало действием, показывающим серьезность его намерений. То есть одна из главных задач обрезания – это визуальная символика «обрезания сердца», как отречения от личностных амбиций, эгоизма, отсечения своего «Я» в пользу следования за Божьей волей. Не случайно в Библии многократно говорится об обрезании сердца:

«Так говорит Господь Бог: никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое» (Иез.44:9, см. также Втор.10:16, Иер.4:4)

Итак. Исполнилась ли заповедь об обрезании? Давайте посмотрим на завет обрезания. Важным является термин «заключил» в Быт.15:18 и Быт.17:7-11. В русском языке он происходит от существительного «ключ», то есть договор, как бы закрывают/заключают на ключ, чтобы сберечь. А на иврите, вместо слова «заключил» в оригинале написано: «отрезал, обрезал». Зная традиции того времени, употребление такого термина понятно, ведь завет основывался на крови, путём рассечения животных. Напомним, что 5 животных в 15 главе Бытие символизировали жертвенных животных в храме, а значит указывали на жертву Иисуса. Важным является и тот факт, что при описании смерти Христа, в пророчестве Даниила, употребляется то же слово כּרת‎, что и в Быт. 15:18. В Дан.9:26 вместо слов предан будет смерти в оригинале написано כּרת‎ отрезан/обрезан. То есть, Господь через пророка Даниила, предсказал заключение Нового завета на Голгофе на жертвенной крови Христа. А значит и символ обрезения, как знак завета на крови, на Голгофе был исполнен.

Отметим, что в обрезании, в целом, нет ничего плохого. Ведь обрезание и правда символизирует приобщение к семье Авраама и доказывает серьезность намерений человека, вступающего в Божий народ. Но Павел видел теперь в обрезании не только позитивные, но и негативные моменты. И главное, Дух Святой на первом Соборе тоже выступил против. Ведь отныне религия стала не центростремительной, как ранее, когда религиозный центр всей земли был в храме Иерусалима. А теперь религия стала центробежной, то есть быстро распространяемой по всей земле. В таком быстром распространении обрезание могло сыграть уже не только положительную, но зачастую и отрицательную роль, выступая определенным барьером. Ведь всему свое время и место.

На примере галат, мы видим и другие негативные последствия обрезания у христиан. Обрезанию в некоторых церквях, включая галатийскию, начали придавать существенное значение, как необходимому элементу для спасения. При этом, обрезание иногда воспринималось христианами как достаточное условие для спасения, по примеру иудеев. Мол, я обрезан, а значит почти спасен. Поэтому Павел так серьезно боролся с обрезанием, ведь эта проблема касалась не только галат.

Давайте на последок прочитаем цитаты из послания Павла к Римской и Коринфской церквям об обрезании.

«Обрезание полезно, если исполняешь закон (то есть в принципе в обрезании нет ничего плохого и даже есть польза, но при условии соблюдения закона); а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием (если обрезанный нарушает Божий закон, то его обрезание аннулируется). Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (если верующий бывший язычник еще не обрезан, но исполняет Божий закон, то он в глазах Бога обрезан) И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? (необрезанный верующий, исполняющий закон, может осудить иудея, которой обрезан, знает Писание, но не соблюдает закон) Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: (истинный иудей, то есть представитель народа Божьего, тот, у кого обрезано сердце, а не тело) ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:25-29)

То есть, если у тебя плоть обрезана, но ты грешишь, преступая Божий закон, то какая от этого польза? Гораздо лучше не быть обрезанным, но не грешить. Таковым должен быть истинный иудей (верующий в Бога Израилева) — с обрезанным сердцем!

А вот что Павел писал Коринфянам:

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих» (1Кор.7:18,19)

То есть суть не в факте наличия обрезания на теле, а в жизни согласно Божьего закона!


Валерий Татаркин



 
      Теги: Обрезание христиан в первой христианской церкви. Комментарий к Библии