Главная Книги Статьи Библия Вопросы Видео Уроки
Сайт, посвященный учению Библии
Христианский портал
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно»
(1 Тим. 4:16 )






ВНИМАНИЕ!


ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ:

СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Познакомьтесь с Богом Библии»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно в форматах с файлообменника
pdf, rtf , fb2, epub, doc, odt, txt, а также с нашего сайта .
ЧИТАТЬ ОНЛАЙН
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
ЗАКАЗАТЬ В ПЕЧАТНОМ ВИДЕ
на странице → Задать вопрос по Библии



Облако тегов: СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, БИБЛИЯ и ТРАДИЦИЯ, ПРЕДАНИЕ
     

Священное Писание ( Библия ) и Традиции - Предание

ПОВСЕМЕСТНАЯ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПРИНЦИПА ТРАДИЦИИ

Во многих сферах жизни, а особенно в религиозной, все люди находятся в рамках определенной традиции. Эту традицию они склонны принимать и реализовывать некритично, то есть безусловно в нее верить и не подвергать ее переосмыслению и пересмотру согласно «эталонных источников», здравого смысла и меняющихся реалий жизни.

В христианской среде, слова «традиция», «предание» обычно используют как атрибуты исторических церквей - православной и католической. В Православии Преданием считается все духовное наследие церкви, включая Библию (Священное Писание), в католицизме Предание и Писание существуют параллельно. Протестантские церкви в основном не признают предания в качестве догматического вероучительного источника и руководствуются принципом «Соло скриптура», переводимым с латинского «только Писание». Однако, многие представители разнообразного протестантизма не дают себе отчета, что они сами находятся в рамках определенного предания, которое они принимают, защищают и не подвергают его анализу.


ЛИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

Для формирования традиции не обязательно требуются большие промежутки времени веков и тысячелетий. Достаточно посмотреть на свою жизнь внимательно и мы увидим в ней множество взглядов, образов поведения, которые обусловлены традициями, личными или коллективными (церковными). Для лучшего понимания данного вопроса, давайте рассмотрим несколько примеров.

Мы порой не осознаем, что наши личные привычки, построение отношений с людьми, реакции и черты характера нередко является не плодом осознанного выбора, а результатом механизма формирования традиции. С раннего детства мы были вплетены в контекст нашей семьи, мы учились строить отношения, на нас оказывала влияния «традиция» родительских образцов поведения.

Мы не будем углубляться и рассматривать их подробно, поскольку это не входит в рамки нашего вопроса. Просто если посмотреть на себя внимательно, то становится очевидным, что мы за годы жизни формировались в определенной среде, и она во многом нас формировала. Год за годом мы отрабатывали навыки взаимодействия с членами нашей семьи и они постепенно становились привычными для нас. Мы не выбирали как себя вести и потом следовали «правильному», а через многократные повторение стереотипных для нашей семьи форм отношений формировали привычки, которые со временем и стали во многом нашим «Я».

Таким образом мы, отработав годами определенные схемы отношений, не осознаем их и они являются для нас «естественными». Мы их не осознавали, не выбирали, мы жили в них, и лишь потом, при условии, что мы считаем их неверными с точки зрения какого то нового образца, мы сознательно пытаемся их изменить. И по опыту мы знаем, что это не всегда просто. Проходит много времени в этой борьбе, прежде чем начнут меняться не просто привычки поведения, но реакции, чувства, оценки и взаимодействие с людьми.

Мы не рассматриваем тут, плохи ли эти традиции или хороши, мы лишь указываем на то, что эти традиции живы и реальны. Люди склонны защищать свои традиции, не потому, что они верны, а потому что они «свои» для них, естественны и привычны.

Это нередко влияет и на их церковную жизнь. Часто можно наблюдать, как происходит столкновение в общине тех, кто «за закон» и тех, кто «за благодать». Одни акцентируют суть характера Божьего на законе, жесткости, наказании, другие говорят о прощении, безусловном принятии, благодати. Обе группы находят в Писании множества текстов, подтверждающих их позицию. Но если присмотреться к этим группам, то можно увидеть, что их «богословские» взгляды сформированы не Словом Божиим, а ничем иным как их характером. Люди с твердым, жестким характером, для которых непросто прощать и снисходить до других, любящие судить других выбирают «закон», а другая группа, отличающаяся мягкостью, не агрессивностью, порою пассивностью, чувствительностью, стремящиеся не осуждать, а жалеть и помогать, стоит на позиции «благодати».

Другими словами эти две группы, воспринимают и описывают Бога привычными понятиями, похожими на них самих. Не больше, не меньше. Какой у них характер, таким они и видят Бога. Их личные «традиции» характера, формировавшегося с детства, определяют их восприятие Бога. Можно сказать, что они Бога делают похожим на себя, а не принимают Его вне зависимости от своих привычек чувств и поведения. Само Писание тут не имеет первичного авторитета, а просто используется людьми, что оправдать традиционные для себя взгляды.

Этот пример показывает, каким образом механизм личной традиции влияет даже на религиозные взгляды людей, а порой и на «характер» всей местной общины.


ЛИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЕМОНСТРИРУЮТ СИЛУ КОРПОРАТИВНЫХ ТРАДИЦИЙ

Механизмы, которые реализуются в жизни личности, так же отражаются и в коллективе. Они формируют государственные, церковные и корпоративные традиции. Разность традиций на одной географической территории, в семье или организации часто провоцирует конфликты и борьбу. Памятуя об этом противостоянии, нам не стоит удивляться, когда мы видим, что исторические церкви веками держаться за свои предания, и они с огромным трудом поддаются некоторой коррекции. Даже имея традицию всего в 40 лет (!!!) она фиксируется и яростно защищается как нечто данное свыше, как фундамент, который опасно трогать и изменять. Если мы честно посмотрим на этот механизм, то мы увидим, что он обладает огромной силой, даже если возраст предания мизерен с исторической точки зрения. Это касается абсолютно всех без исключения церковных организаций.

Этот принцип имеет повсеместную силу. Он относится как к целым разделам учения и практики, так и к мельчащим деталям ритуалов и толкований. Люди защищают их и считают непреложными не потому, что они исследовали данный вопрос и убедились в своем верном толковании, а потому что они привыкли его понимать в определенном ключе некоторое количество времени, и именно поэтому считают его верным.

Рассмотрим один практический вопрос, который вызывает до сих пор горячие споры в разных общинах. Попробуем проанализировать его исключительно с точки зрения Писания, не принимая во внимание привычки и традиции, как личные, так и коллективные. Постараемся ответить на него с точки зрения Слова Божьего и только Слова Божьего.


ЧАША ИЛИ ЧАШЕЧКИ?

Во многих общинах ведутся споры о верном способе принятия участия в Вечери Господней. Как нужно принимать символ крови Христовой, из одной общей чаши или индивидуальных стаканчиков? Такой, на первый взгляд незначительный вопрос, провоцирует серьезные конфликты.

Для исследования данной темы, мы дистанцируемся от какой либо практики, и вообще от принципа предания и попробуем ответить на следующий вопрос, только исследуя Писание. Символом чего, согласно Слову Божьему является чаша? Если нам удастся на него ответить, как следствие, мы поймем, позволительно ли использовать индивидуальные стаканчики во Время Вечери или нет. Мы сможем понять, имеет ли значение форма посуды в исполнении этого «таинства».

Чаша в Библии

Слово «чаша» встречается в Библии 127 раз. Из них 89 раз оно используется в своем прямом значении – «посуда для питья». Для нас же важны только те употребления этого слова, которые имеют символический характер, поскольку именно они позволяют нам понять значения чаши не просто как бытового предмета, а как символа.

Чаша в таком образном значении используется в Писании 38 раз. Давайте рассмотрим эти тексты, чтобы понять, что она символизирует.

Чаша как символ достатка и благословения – полная чаша

Псалом 22:5 «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена».


Чаша как образ удела и участи человека

Псалом 15:5 «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой»

Псалом 10:6 «палящий ветер - их доля из чаши»

Псалом 115:4 «Чашу спасения приму и имя Господне призову»

Матфей 22:23 «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься»

Матфей 26:39 «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»

Иоанн 18:11 «Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?»

См. так же. Мк. 10:38,39; 14:36. Лк. 22:42


Чаша как символ наказания и гнева Божьего

Данное употребление самое частое в Писании и связано с печальной участью нечестивых людей, отвергнувших Бога.

Исайя 51:17,22 «Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил». «Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их»

Иеремия 49:12 «Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу»

Откровение 14:9-10 «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его»

См. также Пс. 74:9. Иер. 25:15,17,28. Иез. 23:31,32,33. Авв. 2:16. Откр. 15,7;16:1,2,3,4,8,10,12,17,19; 18:6; 21:9.


Чаша как символ блуда и мерзости

Откровение17:4 «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее»

Необходимо отметить, что образ самой чаши не употребляется как символ Нового Завета. Каждый раз, когда чаша упоминается в контексте Вечери Господней, подчеркивается, что Завет имеет отношение не к чаше, а к крови Христовой, находящейся в ней.

«И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Марк 14:23-24)

Таким образом, мы коснулись всех текстов символического употребления образа чаши. Что же мы можем увидеть? Что если воспринимать чашу как символ, то он указывает на совершенно противоположные образы и понятия. Чаша может использоваться в контексте гнева, мерзости, страдания, и в то же время, благословения, спасения и Нового Завета в крови Христа. Противоположное использование одного и того же образа говорит нам о том, что в самом образе нет никакого символа. Смысловая нагрузка ложится на СОДЕРЖИМОЕ чаши, а не на предмет посуды. Не может сама чаша быть символом, если она может означать совершенно противоречащие друг другу смыслы. Она – просто сосуд, вместилище, и не более того. Значение имеет то, что в сосуд помещено, а не его форма или размер.

Сегодня у нас много посуды для жидкостей: чашка, бокал, стакан, банка, бутылка, пиала и пр. Из бутылки можно пить молоко, а можно и водку. При этом сама бутылка и ее форма не имеет значения. Нельзя сказать, что она плоха или хороша, благословенна или нечестива. Она – просто сосуд, который может быть использован для разных, порой и противоположных целей.

В Писании же нет разнообразия в посуде для питья. Все, из чего люди пьют за столом называется одним словом – чаша. Поэтому для донесения определенной темы и образа, никогда чаша не используется сама по себе. Это обязательно было бы, если она сама, как предмет, является каким либо символом. Однако, ВСЯКИЙ раз, когда слово «чаша» употребляется как образ, обязательно поясняется, что в ней находится или описывается контекст, в котором она употребляется. Исходя из исследования всех текстов, упоминающих чашу как образ, мы приходим к выводу, что нет Библейских оснований для восприятия чаши как самостоятельного символа. Поэтому вопрос, необходимо ли использовать именно чашу на Вечери Господней или же возможно использовать другую посуду, не является библейским. Священное Писание не дает никаких оснований для отношения к посуде как к символу. Данный вопрос лежит вне контекста Слова Божия и является лишь столкновением традиций и привычек. Верующие, втянутые в этот конфликт, безусловно хотят как-то оправдать свою позицию «авторитетным источником» и потому используют Писание с этой целью. Но проведя исследование, мы видим, что Бог в Своем Слове не придает значения сосуду, а говорит лишь о содержимом. Следовательно, Вечерю можно принимать и из чаши, и из стаканчиков, впрочем, как и из любой другой посуды для питья.

Ни противники, ни сторонники «чаши» не могут обосновать свои пристрастия Библией. Слово Божие не позволяет этого сделать.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На примере этого противостояния мы видим, как актуален сегодня принцип традиции. Он касается каждой организации, каждой деноминации и даже местной общины. Он присущ отдельно взятой семье и каждому человеку. Нам важно отдавать себе отчет, что каждый из нас склонен воспринимать свои традиции как верные, пытаясь оправдать их «объективными» авторитетами. Нередко мы не способны их критически осмыслить и подвергнуть анализу и пересмотру. Само прикосновение к ним мы воспринимает как поругание святыни. Но нам стоит посмотреть вокруг и увидеть, куда пришли те, кто свято охранял свои традиции, не проверяя их, а только защищая. Хотим ли мы пройти этот горестный путь до конца?

Пусть премудрый Бог даст нам от Своего Духа, чтобы мы могли отделить свое от Божьего, и чтобы Христова любовь помогла нам смотреть на других глазами любящего Господа.


Константин Чумаков


      Теги: Традиции и Предание. Священное Писание
Авторские материалы защищены действующим законодательством.
При использовании указывать автора, название сайта и материала
Valery Tatarkin
E-mail: apologetica-site@mail.ru